Дома все горели, а кони скакали: почему в киевском метро потерпела фиаско идея с женщинами-машинистками

Столичная подземка объявила новый набор на обучение, впрочем, неудачный предыдущий опыт свидетельствует о том, что подход к привлечению женщин к работе машинистками метро требует кардинальных изменений

метро женщина-машинистка Киевский метрополитен
Екатерина Есипчук готовится стать первой женщиной-машинисткой в ​​Киевском метро – остается надеяться, что не последней

КП "Киевский метрополитен" объявил очередной набор на курсы машинистов и машинисток метро. Несмотря на то, что из предыдущей группы "студентов" до финиша добралась только одна женщина, подземка не сдается, но и ничего не меняет. Условия обучения и труда, зарплата остаются такими же, ничего не изменилось и в том, как организована обратная связь - женщины жаловались и продолжают, что на отправленные анкеты никто не реагирует.

В начале 2025 года в Киевском метрополитене сообщили, что в группе, которую набрали в прошлом году, и в которую входили 25 студентов, осталось 15 претендентов, среди которых – две будущие машинистки. Речь шла о том, что при успешной сдаче экзаменов эта группа летом начнет самостоятельную работу. Впрочем, как оказалось, в конце января осталась уже одна машинистка, тренировка которой на днях попала в городские Telegram-каналы - на видео молодая девушка в кабине управляла поездом без пассажиров. 

Оно, кстати, вызвало бурные обсуждения в соцсетях и совершенно противоположные реакции - от "женщины могут все" до "им здесь не место". Ссорились те, кто считает, что машинисту нужно техническое образование, и что женщина на такой работе долго не выдержит, с теми, кто отмечает, что работе мешает только махровый сексизм, который в Украине повсюду. Обсуждали физическое здоровье и физиологические особенности, мол, постоянное пребывание под высоким напряжением негативно влияет на женский организм, а если "критические дни" или, не дай Бог, вздумает забеременеть?

Впрочем, главное, конечно, не это, а откровенное поражение столичного метрополитена в попытке изменить отношение к женщинам на "мужской" работе и уладить кадровый кризис. По мнению транспортного эксперта и автора канала "Железные магистрали" Олега Васильева, в метро просто перегнули палку с требованиями к кандидаткам - они оказались слишком жесткими. Именно поэтому в группу из 25 студентов попали только четыре женщины, а "выжила" вообще одна.

"Причинами отсева стали трудности с графиком, уровень заработной платы, а также неудачно сданные экзамены. Также известно, что будущая машинистка поезда раньше работала в метрополитене инспектором отряда оперативного контроля, то есть понимает технологию работы метро”, - отметил Васильев.

Последний фактор, по мнению эксперта, важен, и метрополитену стоило бы это учесть. Ведь у женщин, уже имеющих отношение к метрополитену на других должностях, больше шансов овладеть этой профессией. Как и у тех, кто работал водителем трамваев или на железной дороге. Поэтому можно было бы собрать группу женщин, имеющих опыт работы в сфере транспорта, и из них создавать женскую бригаду.

Но самое главное – это все же условия труда, зарплата и социальная защита. А среди "преимуществ", предлагающихся новой группе, которая начнет обучение с 10 марта, есть 30 тыс грн, посменный график работы с рабочей сменой 6-8 часов и карьерный рост, который должен начаться, если женщина выдержала первый год работы. А еще то, о чем в метро предпочитают умалчивать – ужасное состояние поездов, опасные условия труда и вечный "человеческий фактор" в виде пренебрежительного отношения мужчин, работающих здесь.

Женщина не способна залезть в кабину: с каким отношением со стороны руководства столкнулись кандидатки в машинистки

Информатор рассказывал о позорной истории, произошедшей с киевлянкой, которая вместе с другими отозвалась на призыв пойти работать в подземку. По словам одной из кандидаток,, руководитель одного из депо столичной подземки сначала высмеивал желание женщин овладеть профессией машинисток метро, ​​а в конце концов прямо сказал: если придут мужчины, он предпочтет их. Кроме того, женщина отметила, что ее неприятно удивило (даже "ужаснуло") состояние поездов и тоннелей. А из разговора с работниками метро она заключила, что деньги просто не доходят до депо - следовательно, ни о качественных ремонтах, ни об обновлении подвижного состава сейчас речь не идет.

Напомним, в июне Информатор писал о том, что КП "Киевский метрополитен" объявил набор в техническую школу предприятия на курсы машинистов и машинисток электропоезда Подготовка начнется 2 сентября и продлится 26–28 недель, прием документов – до 19 августа. При обучении слушатели получают стипендию (заработную плату): ориентировочно 8000–8500 гривен в месяц.

Также мы сообщали и о том, что метро получило более 450 анкет кандидатов будущих машинистов и машинисток, готовых пройти профессиональные курсы менее чем за неделю. Прием документов завершили, а специалисты-кадровики начали прорабатывать уже полученные бумаги - ведь группа достаточно ограничена по количеству слушателей, есть только 30 мест, говорят в метро.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube