Автор петиции, поданной на сайт горсовета столицы, предлагает просить средства на покрытие потребностей подземки у Европейского инвестбанка и в ЕС, впрочем, вероятность, что КГГА примет предложение, мизерная
Киевляне просят городские власти отменить оплату за проезд в метрополитене. Аргументов несколько: это, говорят, усилит мобильность населения, что положительно скажется на экономической активности. А еще утверждают, что это поможет рационализировать "админзатраты" на ремонт и обслуживание турникетов. Впрочем, как уже писал Информатор, это, и аналогичные ему обращения обречены - ни один из чиновников не согласится снизить доходность коммунальных предприятий в столице.
Об отмене оплаты за проезд в метро столицы киевляне просят в петиции, зарегистрированной еще 16 декабря 2025 года на сайте Киевсовета. Ее автор Александр Федорец убеждает, что решение будет не только "социально справедливым", но и "экономически необходимым" во времена военного положения. Забавно, что он предлагает перекинуть 100% расходов на бюджет города "с последующим поиском компенсации через международные фонды".
Правда, аргументы, приведенные в петиции, достаточно резонны, по крайней мере, раньше они уже звучали от киевских политиков. В частности, автор говорит о социальной поддержке для малообеспеченных и ВПЛ, стимулировании экономической активности населения, росте покупательной способности.
"Средства, которые граждане ежемесячно тратят на проездные, будут высвобождены и направлены на потребление (покупку товаров, оплату услуг). Это будет стимулировать местный бизнес, что критически важно для наполнения городского бюджета через налоговые поступления", - утверждает автор обращения.
Кроме того, в петиции утверждается, что, отменив оплату, КП "Киевский метрополитен" неплохо сэкономит на обслуживании турникетов, системах валидации, кассовых аппаратах. А также позволит перенаправить ресурсы, задействованные на сбор оплаты, усиление безопасности или другие функции.
"Финансирование безвозмездного проезда является фискальным вызовом, но возможны пути его покрытия: прямые дотации из бюджета города, международные институции, гуманитарные фонды", - перечисляет автор возможные пути финансирования (просить средства "на проезд" предлагают у Европейского инвестбанка, ЕС и т.д.).
Реализовать введение безвозмездного проезда предлагается путем голосования соответствующего проекта решение Киевсоветом. А действовать, по мнению автора, такая норма должна "на период действия военного положения и до конца календарного года после его отмены".
Заметим, что в киевских реалиях уменьшение цен за проезд или введение безвозмездного проезда наталкивается на естественное сопротивление транспортников. Этому есть понятное объяснение: чиновники, подписи которых будут стоять под документами об отмене уплаты, опасаются подозрений от правоохранителей за существенное уменьшение доходов КП "Киевский метрополитен". Закон в этом случае стоит не на страже нужд города - его главным резоном является правило "уменьшивший доход коммунального предприятия - отвечай за последствия".
Напомним, Информатор писал, что в Киевсовете уже несколько раз звучали идеи о введении безвозмездного проезда в метро столицы. В последний раз – на день рождения киевского метрополитена в ноябре 2025-го: тему поднял депутат Тарас Козак.
А еще, мы рассказывали со ссылкой на депутата Киевсовета Андрея Витренко, что с 2020 года в кулуарах КГГА идет дискуссия о принятии финансовой модели, согласно которой городской транспорт должен стать бесплатным. Такая модель действует на Мальте и Люксембурге, а еще – в 15 польских 10 французских городах. В роли локомотивов идеи выступает ряд депутатов Киевсовета, а вот руководители финансового и транспортного департаментов КГГА, а также, естественно, – топ-менеджмент Киевпасстранса и метрополитена выступают против.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.