"Негры", "жиды" и "цыгане": эксперты обнаружили дискриминацию в украинских учебниках

"Негры", "жиды" и "цыгане": эксперты обнаружили дискриминацию в украинских учебниках

Антидискриминационная экспертиза школьных учебников обнаружила вопиющие случаи дискриминации. Это нарушение закона Украины, в частности, статьи 1 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине».

Антидискриминационная экспертиза предполагает выявление и устранение всех признаков дискриминации в соответствии с законом. Об этом Информатор узнал от пресс-службы МОН Украины.

Начиная с 2017 года экспертиза нашла и изъяла из учебников немало недопустимых для демократической страны анахронизмов вроде высказываний «негры», «жиды», «цыгане». Кроме этого, экспертиза обнаружила, что в учебниках полностью отсутствуют герои, представляющие людей с инвалидностью, а престарелые люди изображаются исключительно немощными. Так, сегодня 6% населения нашей страны - около 2,5 миллиона человек - это люди с инвалидностью. Сейчас в школы и в инклюзивные классы приходят дети с особыми образовательными потребностями. Антидискриминационная экспертиза дала возможность включить в учебники людей с инвалидностью и сделать их частью картины мира, которую создает школа у детей, изменить образ пожилых людей.

Также в МОН выяснили, что в учебниках следует заменить слово «родители», ведь оно может заставить некоторых детей чувствовать себя неполноценно. Это решение объясняют тем, что большинство детей не могут найти в украинских учебниках ни отражение себя, ни отражение своих родных, ни тех особых обстоятельств, в которых они живут. Специалисты советуют заменить слово «родители» на слово «родные».

В пресс-службе отмечают, что часть общества не поняла целесообразности этого замечания, хотя оно напрямую касается защиты почти половины украинских детей. Сейчас в Украине 3 миллиона несовершеннолетних проживают в неполных семьях, а это— почти 40%. Речь идет и о детях, которые живут исключительно с дедушками и бабушками, со старшими братьями и сестрами, с тетями и дядями. Эта ситуация особенно обострена, так как часть детей потеряла своих родителей в результате российской агрессии на востоке Украины.

Таким образом задача в учебнике вроде «Вместе с родителями составьте распорядок дня вашей семьи» или «Вместе с родителями обсуди, где можно играть» подчеркивают ограниченные возможности почти половины украинских детей, заставляют их чувствовать собственную неполноценность, а это недопустимо. По этой же причине высказываются предостережения к макетам учебников, где изображения подбираются исключительно с полной семьей. Все вышеперечисленное можно отнести к дискриминации, если:

  • мама одна воспитывает ребенка;
  • мама или папа уже находятся в другом браке и не желают говорить о биологическом отце/матери ребенка;
  • ребенок, у которого умерли родители, воспитывается другими родственниками

Признаки дискриминации имеют и другие стороны: когда в учебниках изображают мальчиков/девочек в стереотипных ролях, тем самым пропагандируя устаревшие формы поведения. Так, это могут быть представления, что о детях могут заботиться только женщины, или что техническими профессиями могут заниматься исключительно мужчины.

Употребление слов «цыган» и «цыгане» уместно, если это имена собственные: названия пьес, организаций, концертных программ. Так Информатору прокомментировала ситуацию правозащитник и журналист ромского радио Chiriklo Ольга Веснянка. Кроме этого, за толерантное отношение и уважение обществом уже давно борются активисты ЛГБТ-сообщества.

Иванна Шовкун

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.