В разных районах Киева можно увидеть заброшенные бетонные конструкции или целые здания. Некоторые из этих объектов "заморозили" десятки лет назад.
Таких «проблемных» строек в Киеве насчитывается до полутысячи. И если здания, на которых остановилась стройка из-за кризиса 2008-го, еще можно воздвигнуть, то много киевских "старожилов" стоят заброшенными уже более 20 лет и заселены не будут. Информатор подготовил подборку из 10 самых известных киевских долгостроев.
За эти годы они утратили свою актуальность по множеству критериев – строительные технологии устарели, конструкции прогнили, а задумка архитектора давно вышла из моды. Многие объекты не поддаются достройке, завершить их нельзя. Со сносом тоже все не так уж просто – нужно учитывать, как он повлияет на стоящие рядом дома и дороги. Не говоря уже о том, что демонтаж требует значительных капиталовложений.
Список из 10 самых больших киевских недостроев выглядит так:
Строительство началось в 2008 году. На территории буферной зоны Софии Киевской застройщик планировал возвести здание в 10 этажей. ЮНЕСКО, под юрисдикцией которой перебывает София Киевская, не дала разрешение на стройку. Если бы работы не остановились, они грозились исключить заповедник из списка Всемирного наследия. 23 апреля 2012 года Хозсуд все же отменил решение Киевсовета о землеотводе. На данный момент строительство заморожено.


Проект реконструкции разработали в 1976 году, когда градоначальником был Владимир Гусев. Архитекторы планировали построить корпус театрального института имени Карпенко-Карого, а также сделать хорошую транспортную развязку. Уже в 1980-м работы прекратились. С тех пор долгострой не раз выставляли на аукционы. Поскольку стройка не «замораживалась», сейчас ее невозможно продолжить, а здание подлежит сносу, что также проблематично из-за находящихся рядом зданий и дороги.


Жилой комплекс на Троещине начали строить в 1999 году. По плану он должен был состоять из шести 34-этажных свечек. Планировали завершить строительство за четыре года, к 2003-му. Большинство квартир в домах продано, а недострой уже начал крениться. Сейчас земля под Днепровскими башнями передана Национальной гвардии Украины. На достройку нужно около 300 миллионов гривен.


Спорткомплекс для хоккеистов начали строить еще в 1978-м. К 1993 году строительство и вовсе прекратилось. Киевсовет смог продать долгострой инвестору, но тот выдвинул условия о постройке на территории и других объектов – офисы, жилье, ТРЦ. Из-за кризиса и этот застройщик прекратил работы.


Застройщик имеет в своем распоряжении более сорока недостроенных жилищных комплексов. У них проблемы с документами, присвоением почтовых адресов, подключением коммуникаций - достроить здания уже невозможно. Глава компании Анатолий Войцеховский использовал известную схему: продавал квартиры на несуществующих этажах, строил без разрешения властей и там, где запрещено возводить здания в целом. Сейчас Войцеховский арестован. Инвесторы жилья оказались в печальном положении, ведь достраивать объекты никто не возьмется – продано больше квартир, чем по факту расположено в здании, и выгоды новому застройщику это не принесет. Самый известный пример недостроев УКО - ЖК «Мозаика», которая находится по адресу Стратегическое шоссе, 53.

Инвесторам предлагали купить квартиры в шести жилых комплексах. На деле строился всего один дом на Татарке, который по документам значился как офисный центр. Руководил стройкой Александр Шахов, который уже 8 лет ожидает суда в Лукьяновском СИЗО. Часть пострадавших получит квартиры в другом новострое, который собираются возвести в этом районе.

Комплекс стал одной из многочисленных жертв кризиса 2008 года. Недостроенное здание передали другому подрядчику – «Наш дом», который заново собрал деньги с инвесторов. Позже оказалось, что эта компания - дочернее предприятие предыдущего обанкротившегося подрядчика. Сами башни практически построены, осталось совсем немного для того, чтобы ввести их в эксплуатацию.



Здание начали строить еще в 1984 году. Здесь планировали разместить Госкомитет по материально-техническому снабжению УССР. Потом там должно было быть министерство финансов. А после - министерство экономики и Дворец правосудия. Так или иначе, а в 1991 году строительство прекратилось. Как и большинство недостроев того времени – после развала СССР финансирование прекратилось, здание заморозили. Тогда дом нуждался лишь во внешней и внутренней отделке. В 2000-2001-м году часть здания все-таки облицевали и застеклили. После этого недострой стоит незаконченным уже 17 лет.

Прежде на этой территории был пригородный вокзал, построенный в 1953 году. Его снесли в 2003 году, а уже в следующем начали строить новый. По планам это должно было быть одно из самых больших и уникальных строений в транспортной сфере всей Европы. Под вокзалом собирались проложить станцию метро, продлив Сырецко-Печерскую линию. За год даже построили каркас здания. Но с 2005 года финансирование сокращалось и к 2009-му остановилось полностью.


Этот самый мост должен был положить начало метро на Троещину. К лету 1990 года Киевгорсовет утвердил проект строительства и уже в 1993-м начали стройку. В течение десяти лет строительство попеременно прекращалось и возобновлялось, а сама конструкция держалась на временных опорах. Этот мост стал черной дырой, куда утекло огромное количество денежных средств. Чтобы его достроить, на данный момент нужно 400 миллионов долларов, что делает его одним из самых дорогих в мире.


Заброшенные строительные площадки не вписываются в имидж европейской столицы, кроме того, еще и представляют опасность. Стройки превращаются в свалку, на их территориях могут произойти возгорания, там собираются бездомные. Такое соседство не очень нравится жителям близлежащих домов.
Многие недострои возводились за счет городского бюджета. Спрос на жилье очень большой, но далеко не все здания вводятся в эксплуатацию. Типичные причины остановки строительства - отсутствие финансирования, запрет со стороны властей или разнообразные аферы. Самые распространенные из них – когда подрядчик находит инвесторов, которые хотели получить квартиры в будущем доме, собрал с них деньги. А на самом деле дом строить не планировали вовсе или же перепродавали одни и те же квартиры по нескольку раз. От таких афер пострадали сотни тысяч покупателей жилья.
Недавно Информатор публиковал список самых дорогих квартир в Киеве. Чтобы стать элитным киевлянином, достаточно иметь "всего лишь" пять миллионов долларов.
Дарья Панченко
Фото: Роман Барабаш