Варшавские вагоны везли в Киев польскими грузовиками: расследование Информатора

По делу о вероятной переплате в 6,3 раза при транспортировке списанных вагонов в Киев новый поворот: Информатор разыскал реально перевозившую поезда компанию и нам подтвердили, что действительно выполняли заказы по просьбе украинцев

КП Киевский метрополитен перевозки вагонов Варшава
Вагоны из Варшавы в Киев везли грузовики компании PANAS TRANSPORT, специализирующейся на негабаритных грузах

История с доставкой вагонов метро из Варшавы в Киев получила новое развитие. Польская транспортная компания PANAS TRANSPORT подтвердила Информатору, что она доставляла списанные вагоны из польской в ​​киевскую столицу. Таким образом, компания - подрядчик, относительный новичок на рынке, которую снимало КП "Киевский метрополитен", была лишь посредницей, и она, вероятно, имела неплохую выгоду по переплате в 6,3 раза при закупке - именно столько, как установила Госаудитслужба, переплатили за доставку вагонов.

Показали "Панаса" на фотографиях

Польского перевозчика рассекретила пресс-служба самого КП "Киевский метрополитен", которая на днях опубликовала фотографии по доставке вагонов в Киев. На одном из фото видно, что на тягаче, везущем платформу с установленным на ней вагоном, — польские номера, а также надпись с названием компании - перевозчика "PANAS". Это известная в Польше и за пределами этой страны компания, специализирующаяся на международных перевозках негабаритных и сверхбольших грузов.

На фото с вагоном (слева), которое опубликовало КП "Киевский метрополитен", заметна надпись "Panas", справа она же - уже в дневном свете
На фото с вагоном (слева), которое опубликовало КП "Киевский метрополитен", заметна надпись "Panas", справа она же - уже в дневном свете

Так, компания PANAS TRANSPORT на своем сайте сообщает, что имеет широкий спектр разрешений, сертификатов и лицензий, что позволяет предоставлять транспортные услуги во всех странах Европы и Азии. Клиентам предлагают "необычный, тяжеловесный, габаритный транспорт", а на сайте компании есть фотографии с примерами нестандартных перевозок – тягачи везут вагоны метротрама, тяжелое негабаритное оборудование и целый самолет.

Из дополнительных возможностей компании - получение полицейского сопровождения (в случае с вагонами понадобилось сопровождение спецтранспорта), мостовая экспертиза (т.е. пройдет ли груз под тем или другим мостом - построение самого удачного маршрута) и даже изменения в организации дорожного движения.

Информатор позвонил в офис компании, расположенный в городе Замость, и спросил, причастна ли PANAS TRANSPORT к транспортировке вагонов из Варшавы в Киев. Нам подтвердили, что именно эта компания была субподрядчиком, к которому обратились украинцы за услугами по доставке вагонов метро в Киев.

Panas является компанией, специализирующейся на перевозке негабаритных грузов
Panas является компанией, специализирующейся на перевозке негабаритных грузов. Фото с сайта компании

Тендеры завоевала компания из Нивок

Согласно тендерной документации, "официально" из Варшавы в Киев вагоны перевозило ООО "Порто Трейд". Он получил за перевозку 190 млн грн, как уже писал Информатор: в апреле 2023-го ей заказали перевозку 18 вагонов супер тягачами из Варшавы в Киев, в июле еще 18 вагонов, а в сентябре — еще 24. Интересно, что победителем торгов с самого начала было ООО "Стройтехно", однако договор был расторгнут по взаимному согласию сторон.

ООО "Порто-Трейд" зарегистрировано на ул. Центральной в Киеве, это – частный сектор и промышленная зона на Нивках. Компания работает на рынке уже более 7 лет, впрочем, имеет удивительно маленький уставный капитал, всего 1 тыс. грн. Ее главный бенефициар – Игорь Зайончковский – работал директором еще одной транспортной компании, ЧАО "Киев – Днепровское МППЗТ", о чем подавал декларацию еще в 2018 году. При этом это реальная транспортная компания: информатор нашел резюме ее бывших сотрудников.

Именно "Порто-Трейд", как представляется, и заказало услуги PANAS TRANSPORT, понимая, что не в состоянии выполнить заказ. Таким образом, вместо того, чтобы обратиться в польскую компанию напрямую или заказать услуги у другой украинской компании, КП "Киевский метрополитен" воспользовался услугами компании - посредницы. Насколько это логично и приемлемо, особенно в разрезе большой стоимости доставки списанных вагонов метро, ​​– решить должны органы контроля. Их версия, напомним, звучит так: произошла переплата в 6,3 раза. Об этом сообщила на днях Государственная аудиторская служба Украины.

Непростые вопросы

Интересно, что в КП "Киевский метрополитен" не пишут прямо, что победивший на конкурсе в Украине подрядчик пользовался услугами субподрядной компании. В сообщении с опровержением информации Госаудитслужбы о переплате при транспортировке вагонов пресс-служба подземки отметила, что, согласно тендерной документации, перевозчик должен был решить ряд вопросов.

В частности, транспортная компания должна была бы иметь достаточное количество транспорта со специальными платформами (боковое крепление, углубленные каналы, соответствующие профилю колесных пар вагонов метро). Также у него должно быть достаточное количество водителей с допусками на право осуществлять специальные перевозки в ЕС. О субподрядчике – ни слова.

"Победитель отвечал всем указанным требованиям. Кроме того, заключение Государственной аудиторской службы Украины подтверждает отсутствие нарушений проведения этой закупки", — написали в столичной подземке.

Конечно, в сообщении прямо и не указано, что "перевозчиком" было именно ООО "Порто Трейд". Но именно это ООО победило в трех закупках услуг подряд, и КП "Киевский метрополитен" наверняка должно быть в курсе, кто именно перевозил вагоны в Киев - столичная компания или польские субподрядчики. Здесь возникает логичный вопрос: в случае, если ООО "Порто Трейд" не имело возможности выполнить заказ из-за отсутствия хотя бы одного из вышеперечисленных элементов (специальные платформы, водители со спец разрешениями и т.п.), почему киевское метро согласилось на ее участие? Информатор обратился к столичной подземке за объяснением, и обнародует ответ от предприятия, как только его предоставят.

Как развивается скандал с возможной переплатой за перевозку "варшавских" вагонов

Напомним, очередной виток скандала с перевозкой поездов метро из Варшавы в Киев начался после того, как в четверг, 3 октября 2024 года, КП "Киевский метрополитен" выпустил на маршрут уже третий красно-белый "варшавский" поезд. Как и в апреле, во время аналогичного мероприятия Виталий Кличко проехался в вагоне, похвалил его за комфорт - и похвастался, что ремонтники подземки формируют уже четвертый поезд.

Уже через несколько часов в тот же день Госаудитслужба сообщила о переплате в 6,3 раза при закупке услуг по перевозке вагонов. Тем самым аудиторы фактически подтвердили выводы, до которых дошел Информатор в публикации о нецелесообразности получения Киевом именно этой гумпомощи. А еще аудиторская служба нанесла хорошо рассчитанный и заранее подготовленный удар по Кличко.

Вскоре КП "Киевский метрополитен" отрицает информацию от Госаудитслужбы. КГГА отвергла обвинения и назвала результаты проверки финансовой деятельности КП "Киевский метрополитен" необъективными.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube