Построенный в 1928 году вагон №919, считавшийся пропавшим или уничтоженным, в разобранном состоянии будет перевезен в столицу из Харькова - впереди его ждет сложное восстановление
Киевский трамвай, переживший несколько эпох, войны и забвения, вернется в столицу. Бывший памятник на постаменте возле Подольского трамвайного депо еще в 2015 году должен был стать экскурсионным ретро-трамваем, но не вышло, а последние 10 лет были для него настолько бурными, что нынешнее возвращение выглядит настоящим чудом. К тому же, теперь есть шанс, что вагон получит новую жизнь - как памятник или как действующий ретро-транспорт.
Исторический киевский трамвай типа 2М с бортовым номером 919 наконец-то вернется в родной город. Об этом сообщили в Киевском транспортном сообществе, активисты которого приложили немало усилий, чтобы это произошло. По их словам, в ближайшее время все элементы этого трамвая, переданные в Харьков по распоряжению тогдашнего заместителя генерального директора Киевпасстранса Кирилюка, вернутся в столицу на СТО-А, где он находится на балансе.
"А дальше вся надежда на Киевпасстранс - как быстро и качественно его восстановят", - отмечают в КТС.
Вагон №919 был изготовлен в 1928 году в Киеве, в трамвайных мастерских имени Домбаля. Он курсировал по улицам столицы до 1949 года, а затем работал в Конотопе. В 1989 году был возвращен в Киев, и с 1986 года стоял на постаменте возле Подольского трамвайного депо как памятник городскому транспорту.
В 2015 году его сняли с постамента, и тогда в "Киевпасстрансе" обещали сделать из вагона экскурсионный ретро-трамвай. Но вместо реставрации трамвай постепенно исчез из виду. Оказалось, что он находился и на территории музея "Киевпасстранса" ИЭРЦ по ул. Павла Усенко, и на автобусной СТО, где начали производить реплику - тележку с использованием оригинальных деталей и агрегатов начала ХХ века.
В 2024 году активисты признали: судьба 919-го еще неизвестна, работающего ретро-трамвая в Киеве нет, а единственный подобный вагон можно увидеть только в Черновцах, где он сохранен как памятник. Только в апреле 2025 выяснилось, что уникальный вагон не уничтожили. Его вывезли в Харьков еще в феврале 2022 года, всего за неделю до начала полномасштабного вторжения, якобы для восстановления. Однако вместо реставрации вагон просто оставили на задворках предприятия, под открытым небом, в разукомплектованном состоянии. Киевский трамвайный энтузиаст Максим Шарафан опубликовал соответствующие фото и рассказал, что рядом с останками оригинального вагона лежала и недостроенная реплика – новая рама на тележке из современных материалов.
Сейчас, после длительных усилий транспортного сообщества и активистов, исторический трамвай наконец-то должен вернуться в Киев. Пока что в разобранном состоянии. Но у киевлян снова появилась надежда: либо увидеть его восстановленным памятником, либо, как и мечтали десять лет назад, прокатиться в ретро-вагоне на экскурсионном маршруте.
Напомним, на днях Информатор писал о другом ретротрамвае, который может вернуться на улицы Киева. Речь идет об историческом синем вагоне с номером 1892, который был передан на восстановление в Дарницкое депо. И есть надежда, что столица, наконец, не будет отставать от других городов и получит собственный работающий ретро-трамвай после более чем 10-летнего перерыва. В цехах Дарницкого депо уже началась реконструкция эксклюзивного транспорта.
О попытке разыскать старинный вагон типа 2М мы писали в октябре 2024-го: тогда было ясно лишь, что трамвай с бортовым номером 919, почти три десятилетия простоявшим на постаменте у депо, исчез из Киева. А в КП "Киевпасстранс" только рассказали, что продолжают капремонт вагонов Т3, построенных в Праге, в 1973 году.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.