Пир во время чумы: зачем у Кличко объявили тендер на достройку метрополитена на Виноградарь и почему метра не будет

В решении потратить почти 14 млрд грн на строительство есть не только моральный аспект, потому что негоже так делать, когда идет наступление на Харьков, но и чисто практический расчет: новый тендер перебьет негатив от предыдущей недостройки и отвернет внимание от громких расследований

Тендер на достройку линии метро на Виноградарь в Киеве
После расторжения договора с предыдущим застройщиком площадка стоит заброшенная, а проекты - корректируются архитекторами

Невероятно, но факт: после всех злоупотреблений и уголовных дел по поводу краж денег на строительстве метро на жилмассив "Виноградарь" в Киеве у Кличко решили... объявить новый тендер на возобновление работ. Сразу разочаруем жителей Мостицкой или Ветряных Гор : метро доедет еще нескоро. И причина здесь – внимание, спойлер! – не только в отсутствии денег на такое строительство. Собственно, важны сами намерения, по которым в столичном метро снова объявляют закупки. Строительства все это касается косвенно – к сожалению.

Под конкретного участника

Торжественное оглашение тендера состоялось 13 мая. КП "Киевский метрополитен" даже не поленился написать развернутый пост у себя на странице, следовательно, заранее рассчитывая на публичность. Широко анонсировали событие и в КГГА. Ожидаемая стоимость – почти 14 млрд грн, прием предложений продлится до 28 мая. А накануне провели еще государственную экспертизу с положительным экспертным отчетом.

"В настоящее время на объекте построен правый перегонный тоннель протяженностью почти 1250 метров от ст. "Мостицкая" до ст. "Сырец". Кроме того, завершено строительство основных конструкций перегонного вентиляционного узла", - напомнили в подземке немного подробностей со стройплощадки, забыв, впрочем, добавить, что уже достаточно долго объект стоит заброшенным, и над ним периодически тянут провода и кабели искатели цветных металлов.

Добавим подробностей по тендеру и мы. В документах прописано конкретное оборудование строителей. Так, речь идет о "станке", обеспечивающем не менее 200 метров в месяц конструкций (3 штуки); спецсредства для струйной цементации грунтовых оснований (также 3+), один или более горнопроходческий комплекс (условия - проход не менее 250 метров в месяц). Также победитель должен иметь по меньшей мере 1 кран, поднимающий 100 тонн, 2 или более – на 40 тонн, 6 или более – 25-тонных кранов.

Из тяжелой и колесной техники нужно иметь не менее 10 погрузчиков, 30 и более самосвалов, 10 или более экскаваторов, 6 или более бульдозеров. Не менее 10 бетоносмесителей, с десяток бортовых авто, 4 или более экскаваторов... Сколько компаний в Украине соответствуют этим условиям - большой вопрос, а значит, условия вполне могли быть прописаны под конкретного победителя.

"Мне кажется, тендер нужно было проводить, чтобы технологически продолжить работы (даже на заброшенной стройплощадке кто-то должен что-то делать - по крайней мере обеспечить охрану: предыдущий подрядчик, "Киевметрострой", просто покинул площадку на произвол судьбы. - Ред.). Ну, а тот факт, что на подготовку предложений для такого серьезного тендера дали всего две недели (напомним, участники должны определиться до 28 мая. - Ред.), действительно свидетельствует о том, что тендер был выписан под кого-то одного", - комментирует Информатору Андрей Витренко, глава комитета Киевсовета по "бюджетным" вопросам.

Нравственный аспект: пир во время чумы

Второе "но" в тендере разбудило общественность - если Виталий Кличко самостоятельно листает ленту Facebook, у него точно будет несколько новых седых волос. Дело в том, что город собирается потратить почти 14 млрд грн не просто во время широкомасштабного вторжения, но еще и в то время, когда враг пытается вести наступательные действия в направлении Харькова. Покупать хоть что-то в такие времена, кроме "мавиков" или очков для фронта, просто вредно для дальнейшей политической карьеры, о чем Кличко напомнили одновременно не менее нескольких тысяч социально активных киевлян.

"Тендер на 14 млрд грн на метро в Киеве во время активного наступления на Харьков? Серьезно?! - Общественный договор вернул не туда. Сейчас все общины, имеющие дополнительный финресурс, должны подставить плечо государству и дополнительно оперативно поддержать ВСУ!" -  одернул Кличко его политический спарринг-партнер из ВСК Верховной Рады Виталий Безгин.

А ветеран Олег Симороз, уже не раз приводивший политтехнологов киевского городского главы в бешенство, на этот раз обошелся почти без обсценной лексики в корреспонденции, пожурив Виталия Кличко в более-менее парламентских выражениях. Главное содержание сводилось к короткому тезису: никакой "мирной жизни" - вроде 14 млрд грн на метро - до момента, пока идет война.

"Какое, бляха, метро, ​​когда у нас одна из самых сложных ситуаций на фронте за все 10 лет войны? Какие гражданские бюджеты со строительством метро, ​​когда этого метро может просто не быть, как и государства? Мы проигрываем, если власть будет жить парками и развитием "гражданских  потребностей", - отметил Симороз.

Неубитого медведя шкура

Третья причина прозаична. В бюджете города просто нет и в ближайшем будущем вряд ли появится сумма на продолжение строительства. Собственно, по такому дорогому делу, как достройка ветки метро, ​​рассчитывать город мог бы только на финпомощь от ЕБРР или Всемирного банка - но анонсов таких кредитов пока не было.

"Сразу скажу: этих средств нет. В бюджете города строительство метро не забюджетировано, особенно - в таком объеме", - говорит Андрей Витренко.

Интересно, что еще при премьерстве Владимира Гройсмана в Кабмине подписали постановление о возможности выделения аванса на 95% от суммы тендера. Руководитель "бюджетной" комиссии Киевсовета напоминает, что в том документе прописали эксклюзивное условие: победитель тендера может не отчитываться об использовании этого аванса в течение 24 месяцев - деньги просто отдают компании сроком на два года "под честное слово". Есть вопросы и к самой сумме.

"Если учесть инфляцию по сравнению с 2019 годом, когда объект оценивали в 4 млрд грн, новая сумма кажется немного фантастической. По идее, сейчас бюджет строительства должен быть в пределах 6-6,5 млрд грн. Какие выводы экспертизы заставили Киевский метрополитен  оценить новый тендер в 14 млрд грн?" – задается вопросом медийщик Олег Васильев.

Витренко объясняет: дело не в неслыханных объемах девальвации национальной валюты, которую почему-то увидели в КП "Киевский метрополитен" - а в изменениях, которые внесли в проект линии метро в прошлом году. По его словам, метро заранее сообщало о корректировке.

"Речь идет о частичных изменениях - планировалось на них потратить 70 млн грн. Мне кажется, они потратили лишь 20 млн, следовательно, неясно, полностью ли откорректирован этот проект. Также мне не очень понятно, почему именно на такую ​​сумму произошел рост - а если там возникли какие-то дополнительные работы, пусть объяснят, почему это именно так", – отметил он.

Зачем это Виталию Кличко?

Напоследок еще одна интересная подробность. В мае 2024 года КГГА запросила несколько очень мощных расходов из городского бюджета. Буквально за неделю до оглашения тендера чиновники задумали уставное пополнение "Киевтеплоэнерго" на 2,5 млрд грн. Еще 1,5 млрд  задумали потратить на создание КП "Киевводоканал".

Если учесть, что через неделю подземка запросит еще и строительство линии, ситуация становится похожей на определенный план по сверхбольшим затратам. А они действительно титаничные для столицы: даже при условии, если бы Киев сохранил "военный" НДФЛ (налог, который платят силовики со своих зарплат, значительно выросшие с началом войны - деньги забрали у общин осенью 2023-го, против чего воевал Кличко), его объем на 2024-й уложился бы примерно в 7 млрд грн.

Следовательно, можно выстроить несколько версий происходящего. Первая – имиджевая. На самом деле строить метро пока нет ни физической, ни финансовой возможности. Но Виталию Кличко необходимы победы после провала с закрытием 6 станций в декабре 2023-го. Именно только объявление о начале работ разбудит общественность и на время вернет народную любовь. Также таким образом мэр закрывает вопрос с хищением денег на строительстве предыдущими освоителями: все они уходят в "предыдущий период", как будто их воровали с "прошлых тендеров".

"С технологической точки зрения новый тендер может действительно будто бы "закрыть" те вопросы. Но я боюсь, что при таких условиях метро станет "Подольско-Воскресенским мостом №2". Да и нет ясности о том, что произошло с предыдущими 4 млрд грн - за них кто-то  должен понести ответственность", - говорит Витренко.

Вторая версия также связана с медийкой. Дело в том, что всего неделю назад команда BIHUS.info выпустила громкое расследование, в котором доказала, что в октябре 2022-го компания "Киевметрострой" перечислила ООО "Позитив-В" 140 млн грн в качестве аванса за поставку стройматериалов для возведения подземки. Впрочем, вместо материалов компания сделала "доброе дело", смело задонатив эти средства другим бизнесам, связанным с громкими фамилиями (самое интересное из которых, по данным журналистов, было "Тищенко" - да, именно с депутатом Верховной Рады были связаны их учредители/руководители).

Собственно, из этого расследования также явствовало, что Кличко не собирается строить метро. Следовательно, объявление нового тендера может перебить негатив от публикации и выполнит технологическую функцию из версии №1.

Версия третья : какие-то средства город все же сможет найти. Киев – крупный мегаполис с сотнями коммунальных предприятий, некоторые из них действительно приносят доходы (в частности, те, что связаны с коммунальным транспортом – им, допустим, и дотировать новый долгострой Кличко). Кроме того, могут быть денежные средства от иностранных доноров.

Следовательно, мэр создает - точнее, восстанавливает из забвения - огромную кормушку на 14 миллиардов гривен прямо посреди охваченного транспортными проблемами Виноградаря. Не факт, что при таком развитии событий метро действительно начнут строить. Но хотя бы перестанут разносить на металл тоннель, который, как отчитывается КП "Киевский метрополитен", уже построен от ст.м. "Сырец".

Тоннели будет проверять фирма из далекого села, а метро готовит новые тарифы после войны

Напомним, на днях Информатор писал, что работы по внеплановому обследованию тоннелей КП "Киевский метрополитен" ожидаемой стоимостью более 13 млн гривен будет выполнять сомнительная компания с крошечным капиталом. Она зарегистрирована в селе Буки Житомирской области, и по некоторым признакам это - подставная компания, главной функцией которой является не допустить к тендеру настоящих участников или скомпроментировать закупки вообще. Раньше ей уже приходилось участвовать в схожих процедурах.

В Киеве идет дискуссия о повышении тарифа на проезд в метрополитене. Обещание Виталия Кличко не увеличивать цены остается в силе - однако существует объективная необходимость: согласно главным расходам КП "Киевский метрополитен", тариф должен вырасти как минимум в три раза. Теперь эту сумму подтвердили и специалисты, исследующие вопросы городского транспорта.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube