Работы по установке поддерживающих конструкций, которые должны начаться летом, позволят безопасно эксплуатировать сооружение до его реставрации
В Киеве продолжается первый этап масштабного обновления моста Метро — противоаварийные работы, которые должны обеспечить безопасную эксплуатацию сооружения минимум на 20 лет. Подготовка к ним началась еще в августе 2024 года, а летом 2025 под первый прогон моста планируют завести новую металлическую арочную конструкцию. Несмотря на сложность работ и самого моста, движение поездов метро и автотранспорта будет сохранено.
О ближайших планах строителей и перспективах метромоста в интервью "Вечернему Киеву" сообщил генеральный директор УК "Киевавтодор" Александр Федоренко. Он отметил, что мост Метро, построенный в 1965 году, капитально не ремонтировался, а с 2008 года он имеет статус объекта культурного наследия, поэтому любые работы должны учитывать требования к сохранению его аутентичности. Но в 2015 и 2021 годах было проведено обследование сооружения, подтвердившее серьезный износ конструкций.
"Мост имеет индивидуальную конструкцию - сложное арочное сооружение с натяжной предварительно напряженной арматурой. Обследования показали деградацию элементов, что может влиять на устойчивость и долговечность", - рассказал Федоренко.
Противоаварийные работы стартовали в августе 2024 года - это установка временных металлических конструкций, которые будут поддерживать пролетные части моста. Подготовительные площадки обустроены на Венецианский остров, где круглосуточно работает тяжелая техника. Сваи забивают в дно Днепра на глубину до 30 метров — всего их будет около 160-ти.
"Также обустраивают выкаточный пирс, где будут собирать новую металлическую арочную конструкцию. Уже летом планируем установить ее под первый прогон моста - вместо старой арки, служившей многие десятилетия", - сообщил глава Киевавтодора.
Работы будут продолжаться, по меньшей мере, до июля 2026 года. Сначала поддерживающие конструкции появятся в двух основных судоходных прогонах, впоследствии - еще в двух. Несмотря на масштабность проекта, мост не будут закрывать, движение поездов метро и автотранспорта остается открытым, также будет сохранено судоходство. По словам Федоренко, после установки поддерживающих конструкций можно будет утверждать, что Мост метро может безопасно эксплуатироваться до реставрации.
Отметим, что планы по восстановлению моста метро у городских властей есть уже давно. Еще в январе 2024-го Информатор писал о том, что состояние сооружения является аварийным, а главной проблемой для его восстановления является... охранный статус памятки местного значения. Из-за него строителям запрещено изменять внешний вид моста с применением современных технологий.
Как рассказывал нам инфраструктурный обозреватель Павел Авдокушин, цена ремонта моста, находящегося на балансе УК "Киевавтодор" и являющегося сверхбольшим объектом (еще и относящегося к "внеклассным" мостам) была бы чрезвычайно велика даже для Киева. Но решение проблемы нашли: главным заказчиком ремонта будет Государственное агентство по восстановлению и развитию инфраструктуры (бывший "Укравтодор"), хотя мост и не будет передаваться на его баланс, а останется в собственности города. А вот с охранным статусом ситуация будет более сложной, ведь по новейшим технологиям восстанавливать его нельзя, менять внешний вид – тоже.
Отметим, что мост метро, открытый в 1965 году, является первым двухъярусным мостом в Украине. Сооружение уникально по двум причинам: во-первых, над основным полотном автодороги смонтирована еще и эстакада для метро: так сказать, "мост на мосту". Во-вторых, был применен уникальный способ строительства из готовых блоков: 80-тонные элементы постройки монтировались без помостов, и сегодня такой способ монтажа за границей специалисты называют именно "украинским методом".
Метромост был построен почти на том же месте, где в начале XX века в Киеве находился Николаевский цепной мост (он простоял почти 70 лет, с 1853-го). Метромост имеет длину 700 метров, соединяет правобережную часть города с Венецианским островом ("Гидропарк"). Однако с 1965 года метромост ни разу не был капитально отремонтирован, и он, образно говоря, "устал".
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.