Главным условием является согласие самих маршрутчиков отказаться от наличной формы расчета, и на этом этапе властям придется нажать или нет
Киевские власти поддержали петицию с требованием ввести безналичную оплату проезда на маршрутах частных перевозчиков. Уже сложно сосчитать, какое по счету это было требование, но одобрили его впервые. Неизвестно, что подтолкнуло к такому решению, но это удачный шанс для власти остаться "в белом", а ответственность в случае неудачи переложить на перевозчиков и КГВА.
Петиция, созданная 27 января, уже в конце марта собрала более 6 тысяч подписей, а 15 апреля получила одобрительный ответ от Кличко. Она обнародована на официальном портале Киева и содержит вывод, что безналичная оплата в маршрутках "будет способствовать улучшению качества пассажирских перевозок, улучшению качества предоставления транспортных услуг и отвечает требованиям настоящего". Конечно, не объясняется, почему все многочисленные предыдущие петиции не отвечали этим требованиям.
В целом, ответ довольно размытый: здесь напоминают, что автоматизированная система учета оплаты проезда (АСУОП) в городском пассажирском транспорте была создана еще в 2018 году. И что не предусмотрены ограничения в отношении формы собственности перевозчиков. И что АСУОП технически и технологически готова к присоединению всех перевозчиков, что подтвердил один-единственный эксперимент с маршрутками в 2023 году.
Правда, никто не вспоминает, как проходил этот эксперимент, результаты которого общественность так и не узнала. Его, напомним, проводили на маршруте №444 (ст.м. "Зверинецкая" – ул. Метрологическая) в мае-июле 2023-го, установив тогда на маршрутках валидаторы. Но в конце "опытов" владельцы маршрута отказались рассказывать прессе о результатах, мотивировав это тем, что валидаторы якобы часто ломались, а впоследствии сняли всю технику с автобусов.
А в конце 2023 года в ответ на очередную петицию, собравшую необходимое количество голосов, в КГГА сообщили, что сделали все возможное для установки валидаторов в маршрутках, но перевозчики против. Так что в этот раз история может повториться, и в продолжающемся господстве "кэша" в маршрутках виновата будет, конечно, не власть, а частные перевозчики. А в том, что они снова будут против, можно не сомневаться, ведь без валидаторов невозможно подсчитать ни пассажиропоток, ни соблюдение графика, ни объем заработков.
Наконец, есть еще один момент в этой "одобрительной" петиции, который ненавязчиво отсылает в КГВА, точнее, к ее решению от декабря 2022 года. Согласно ему, автоматизированная система учета оплаты проезда функционирует в опытном режиме на период действия военного положения плюс еще девять месяцев с даты его прекращения или отмены. Так что пока все выглядит так, что разрешение Кличко ввести новый сервис вряд ли приведет к реальным шагам.
Информатор рассказывал, что в Киеве Цифровому говорят, что готовы сотрудничать с перевозчиками для скорейшего внедрения нового сервиса. В теории понадобится несколько месяцев на разработку и инсталляцию системы, впрочем, есть большой вопрос из-за нежелания самих маршрутщиков выходить из кэшовых расчетов. В целом вопрос установки и подключения валидаторов в маршрутках столицы имеет две составляющие: первая – техническая возможность, вторая – юридическая составляющая плюс желание самих перевозчиков.
И если этот процесс таки будет запущен (и на маршрутчиков "нажимает" руководство города - безразлично, гражданское или военное), то на подключение валидаторов уйдут месяцы. Чтобы система начала работать полноценно и на всех маршрутах в столице, нужно время до конца года.
Также мы рассказывали, что водители маршруток в Киеве пользуются электронным сервисом от "Киева Цифрового", который позволяет им увидеть, где на маршруте едут автобусы или троллейбусы. Хитрые маршрутщики опережают коммунальный транспорт, и, уезжая перед ним, "пылесосят" остановки общественного транспорта, собирая ожидающих там пассажиров.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.