Лазерное шоу в "мертвом" городе и звуки зоны отчуждения: как возле ЧАЭС открывали Artefact

Лазерное шоу в "мертвом" городе и звуки зоны отчуждения: как возле ЧАЭС открывали Artefact

В городе Припять Киевской области презентовали новый арт-объект ARTEFACT. Организаторы неспроста выбрали именно эту локацию, чтобы показать результат своей работы.

Открытие состоялось 22 ноября. Об этом сообщает Информатор после посещения Зоны отчуждения.

Что такое ARTEFACT

Это международный культурно-социальный арт-проект, в создании которого принимали участие украинские и мировые художники. Сама инсталляция объединяет медиа, диджитал и арт. Главная идея проекта - призвать общество к осознанному получению, фильтрации и распространению информации.

Ведь в нынешнее время информационное пространство перенасыщено, часто появляются "фейки", а общество это воспринимает за правду. Кроме этого, слабая медиаграмотность становится проблемой для каждого второго жителя страны.

Идея основания такого рода объекта взята из фантастической повести братьев Стругацких "Пикник на обочине" и фильма "Сталкер". Именно этот рассказ стал пророчеством 1986 года - зона, которую описали в повести, стала реальной. Название объекта также взяли из повести, именно там артефактами называли необычные вещи.

Благодаря этим людям появился Artefact
Благодаря этим людям появился ARTEFACT

Зона отчуждения

Чернобыльская зона отчуждения появилась в 1986 году после взрыва на четвертом энергоблоке атомной электростанции. Именно тогда в радиусе 30 километров эвакуировали население городов Припять, Чернобыль и множества прилегающих сел. Тогда люди еще не знали, что они больше не вернутся в свои дома. Спустя 32 года территория зоны охраняется и попасть туда не просто. По пути к тому самому реактору, вдоль трассы виднеются дома и только огромное количество деревьев дает понять, что там уже давно никто не живет. С тех времен сохранились многие сооружения, но некоторые не выдерживают силу времени и просто рушатся. Сам энергоблок уже накрыт объектом "Укрытие-2", благодаря новому саркофагу население обезопасили от непредвиденных выбросов радиации, так как "Укрытие-1" уже исчерпало свой срок годности.

Также впечатляет своими размерами загоризонтная радиолокационная станция "Дуга". Осознать то, какую мощь имела эта конструкция просто невозможно. Однако до недавнего времени объект был засекречен, а попасть к опорам станции не представлялось никакой возможности.

Презентация инсталляции была запланирована в городе Припять. Именно туда мы отправились в сумерках. Пустынный город, множество зданий вокруг, но нигде не горит свет. С наступлением полной темноты атмосфера ночного города-призрака просто зашкаливала. Знаменитые колесо обозрения и карусель не рассмотреть без помощи света, эти строения окутала кромешная тьма. Единственное, что светилось в центре Припяти - ARTEFACT.

Зона отчуждения - загадочное и необычное место
Зона отчуждения - загадочное и необычное место

Открытие ARTEFACT

22 ноября на главной площади города-призрака показали ARTEFACT. Презентация объекта сопровождалась лазерным и музыкальным шоу. В эту ночь в Припяти играли французская электронная группа Télépopmusik и украинский медиатворец RASSVET. Все звуки, которые использовались при создании треков, были записаны в зоне отчуждения. Отметим, что "Звуки Чернобыля" уже ранее можно было услышать на выставке Samskara. Сама инсталляция была доступна только один день. Увидеть ARTEFACT в живую смогли лишь 200 журналистов украинских и мировых изданий. В дальнейшем инсталляция отправится в путешествие по стране и за ее пределами.

"Под впечатлениями рассказа братьев Стругацких. Там тоже была зона отчуждения и артефакты. Такая зона у нас уже есть давно, настало время появится артефакту, чтобы привлечь внимание общества к современным проблемам. Мы привыкли к тому, что живем во время гибридной войны. Нынче в Украине и мире распространяется много "фейков", часть из них и про Чернобыль. Нужно учить людей доверять только официальным источникам. - рассказала куратор проекта Светлана Коршунова.

22 ноября на главной Припяти впервые показали ARTEFACT
22 ноября на главной Припяти впервые показали ARTEFACT

Сколько потратили и что дальше

На реализацию объекта потратили 1,4 миллиона гривен при поддержке Украинского культурного фонда. В дальнейшем организаторы планируют создать документальный фильм ARTEFACT, разместить библиотеку звуков "Звуки Чернобыля" на одном из популярных магазинов музыкальных сэмплов, чтобы привлечь других музыкантов. Кроме того, проект будет брать участие в культурных и бизнес мероприятиях Киева. А также путешествовать со скульптурой по миру для привлечения внимания мирового общества.

Напомним, что ранее Информатор уже посещал 30 километровую зону. В весенний период времени зона отчуждения выглядит особенно мистически. Кроме этого мы показали, как изменился Чернобыль и Припять спустя 32 года, после аварии. В городе не осталось людей, лишь здания напоминают о прошлом.

В 1986 году на четвертом энергоблоке ЧАЭС прогремел взрыв
В 1986 году на четвертом энергоблоке ЧАЭС прогремел взрыв

Эти здания видели и слышали многое
Эти здания видели и слышали многое

"Охранники" загоризонтной радиолокационной станции "Дуга"
"Охранники" загоризонтной радиолокационной станции "Дуга"

Главное посмотреть под правильным углом
Главное посмотреть под правильным углом

Ее не увидишь и не почувствуешь, но она повсюду - радиация
Ее не увидишь и не почувствуешь, но она повсюду - радиация

Дети так и не покатались на колесе обозрения
Дети так и не покатались на колесе обозрения

Тут время остановилось навсегда
Тут время остановилось навсегда

Недетский фон на детской площадке
Недетский фон на детской площадке

В этих окнах давно погас свет
В этих окнах давно погас свет

ARTEFACT смогли увидеть только 200 представителей медиа Украины и мира
ARTEFACT смогли увидеть только 200 представителей медиа Украины и мира

Автор саундтрека арт-объекта Кристоф Етье
Автор саундтрека арт-объекта Кристоф Етье

Владислав Гарнаев

Фото: Владислав Кузнецов

Видео: Владислав Кузнецов, Дмитрий Щерблюк

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.