В Киев привезли вагон трамвая типа 2М с бортовым номером 919, который разобрали и покинули на задворках СТО в Харькове в начале полномасштабного вторжения
В Киев таки привезли вагон трамвая типа 2М с бортовым номером 919. Ретровагон 1928 года выпуска, ранее стоявший на постаменте перед Подольским трамвайным депо, едва разыскали весной 2025-го года на задворках предприятия в Харькове, где его должны были восстанавливать: он стоял под открытым небом. И вот наконец жалкие остатки вагона №919 добрались до Дарницкого трамвайного депо столицы.
Фотографию, на которой видно, как остатки вагона завозят на платформе на территорию Дарницкого трамвайного депо, обнародовал Facebook-паблик киевского транспортного сообщества. Специалисты отметили лишь, что подвижной состав наконец-то вернули Киеву, а на замечания, что, мол, там уже нечего восстанавливать (вагон разобрали почти полностью), добавили, что удалось сохранить агрегаты ретротранспорта – и это главное.
На самом же деле вернули лишь жалкие остатки передней части вагона, где когда-то находилось водительское место. Также можно предположить, что привезли и реплику его рамы, которую начали производить в Киеве с использованием оригинальной тележки (ее также транспортировали в Харьков еще до начала полномасштабного вторжения). 80% вагона – пассажирский салон, наружная обшивка и крыша – отсутствуют.
В Харьков ретровагон №919 поехал согласно распоряжению тогдашнего заместителя гендиректора КП "Киевпасстранс" Кирилюка. Там он хранился на обычном СТО, где его разукомплектовали и покинули под открытым небом, хотя должны провести восстановление. Само прежнее руководство предприятия и должно понести ответственность за подобное управленческое решение.
"Трамвай вернулся разукомплектованным, потрепанным, с проеденными дырками в корпусе. Больно смотреть, как выглядит то, что когда-то было гордостью города. Хочется верить, что Киев найдет для него силы и любовь, чтобы вернуть к жизни. Потому что это не просто металл. Это часть истории", - пишет о трамвае глава ОО "Місцеві" Олег Шульга.
Вагон №919 был изготовлен в 1928 году в Киеве, на трамвайных мастерских имени Домбаля. Он курсировал по улицам столицы до 1949 года, а затем работал в Конотопе. В 1989 году он был возвращен в Киев, и с 1986 года он стоял на постаменте возле Подольского трамвайного депо как памятник городскому транспорту.
В 2015 году его сняли с постамента, и тогда в "Киевпасстрансе" обещали сделать из вагона экскурсионный ретро-трамвай. Но вместо реставрации трамвай постепенно исчез из виду. Оказалось, что он находился и на территории музея "Киевпасстранса" ИЭРЦ по ул. Павла Усенко, и на автобусной СТО, где начали производить реплику - тележку с использованием оригинальных деталей и агрегатов начала ХХ века.
В 2024 году активисты признали: судьба 919-го еще неизвестна, работающего ретро-трамвая в Киеве нет, а единственный подобный вагон можно увидеть только в Черновцах, где он сохранен как памятник. Только в апреле 2025 выяснилось, что уникальный вагон не уничтожили. Его останки разыскали на задворках АТП в Харькове под открытым небом, в нынешнем, разукомплектованном состоянии.
Напомним, на днях Информатор написал, что ретротрамвай №919 возвращается из Харькова в Киев. При этом его возвращение выглядит настоящим чудом – последние 10 лет были для него непростым испытанием. Теперь будет шанс, что вагон получит новую жизнь – как памятник или как действующий ретротранспорт.
В апреле же 2025 года мы рассказывали, что ретротрамвай разыскали в Харькове, где он тихо умирал на автотранспортном предприятии. Туда его передали на восстановление за неделю до вторжения РФ в Украину, причем, в полной комплектации - отвезли как старый корпус, так и реплику рамы, которую уже начали производить в Киеве с использованием оригинальной тележки.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.