Создаст ли Киеврада департамент-монстр: что будет делать новый орган КГГА и зачем ему контроль над метро

Читати українською

Департамента городской мобильности, за который проголосовала Киеврада, могут "нарезать" ряд функций от Дептранса, а главной задачей будет просчитывать оптимальные решения для транспортной системы столицы и увеличивать пассажиропоток в автобусах и троллейбусах

Читати українською
Киеврада общественный транспорт решение сессионное заседание
Киеврада планирует разделение Дептранса на две большие части, одна из которых будет вести строительную деятельность, другая - будет отвечать за собственно транспорт

Департамента городской мобильности, за который проголосовала Киеврада, могут "нарезать" ряд функций от Дептранса, а главной задачей будет просчитывать оптимальные решения для транспортной системы столицы и увеличивать пассажиропоток в автобусах и троллейбусах

В КГГА создается новый департамент, ответственный за транспорт. По замыслу он не будет дублировать функции уже существующего Департамента транспортной инфраструктуры (т.н. "Дептранса"), а будет заниматься моделированием и планированием. Но получит ряд очень ресурсных полномочий, в частности ему могут передать КП "Киевский метрополитен" и КП "Киевпасстранс". А это уже превратит его в "департамент-монстр".

Как Константин Усов победил в "играх престолов"

В четверг, 13 июня, Киевсовет проголосовал за создание нового Департамента городской мобильности в I чтении. Теперь у депутатов будет 10 дней на предложения, после чего документ можно будет голосовать уже "в целом". Сама идея "гуляет" в КГГА уже долгое время. Как сказали Информатору источники, она принадлежит заместителю городского головы Константину Усову – он и убедил Виталия Кличко в необходимости создания Департамента мобильности. Интересно, что в Facebook Киевского горсовета мы нашли пост Усова еще от 1 ноября В 2021-м, где он отстаивал необходимость появления такого органа (тогда – еще "Управления").

"Было определенное сопротивление со стороны других заместителей городского головы, там такие "игры престолов", что вы не поверите. Но оно смогло убедить Кличко, и тот сам стал субъектом представления инициативы", - рассказывает наш источник.

Основная цель – разделить Дептранс, оставив ему функции строительства и эксплуатации сетей и инфраструктуры, и новый Департамент, которому передадут функционал, связанный с транспортным планированием. Ориентировочные полномочия перечислил депутат Киевсовета Александр Тимченко, причастный к разработке.

"Это организация дорожного движения, парковка транспортных средств, организация перевозки пассажиров. Проектом решения предполагается утвердить Положение о Департаменте городской мобильности и внести изменения в Положение о Департаменте транспортной инфраструктуры", - отметил депутат Тимченко в Facebook накануне.

Оппозиция в Киевраде оппонирует такую ​​идею. Глава фракции "Слуга народа" Андрей Витренко считает ее сомнительной инициативой. Он напоминает: глава Дептранса Руслан Кандибор не отчитывался перед депутатами, хотя большинство KPI (ключевых показателей эффективности) у него провалены - средний возраст вагона метро составляет 36 лет, износ подвижного состава Киевпасстранса - 52%, износ электротранспорта - 54%.

"Новый департамент не решит проблемы, если не изменить подходы к управлению городом... Если речь идет о перераспределении ответственности Департамента транспортной инфраструктуры - я хотел бы услышать Кандибора", - призвал Витренко.

Интеллектуальная функция "Депмобильности"

Сам Усов приводит резоны в пользу создания: это – защита "интеллектуальной" функции по обработке транспортных данных, моделированию и планировке ("от асфальтоукладчика и фрезы"). Также, по его словам, это отвечает опыту европейских стран. В конце концов, контроль над парковкой и организацией дорожного движения позволит повлиять на ситуацию с транспортными артериями города, ныне забитыми пробками.

"Транспортная система города деградирует: город сковали такие же пробки, как 2019-го года, на 150% задержки; закрылся кусок линии метрополитена; наземный транспорт теряет выпуски - вместо более 500 единиц техники выходит на маршруты где-то 300. Не реализовано много проектов . Это провал", - говорит Дмитрий Беспалов.

По словам специалиста, одной из гипотез о том, почему именно происходит такая ситуация, есть перекосы, возникшие внутри Дептранса. Хотя он и имеет среди своих функций планирование (простыми словами – оптимизация работы тех же светофоров, дорожного движения в целом, замеры и выводы об эффективности этих решений), но этого не делает – сосредоточен на функции строительства/ремонтов.

"Это подтвердили депутаты в зале: основной и единственный KPI Департамента, который он выполняет, это освоение бюджетных денег. С ними так построили работу - это сделано руками власти города и всех киевлян, ведь им поставили такие задачи. А строить проще, чем считать" , – объясняет Беспалов.

Кто получит "ресурсные" метро и наземный транспорт

Следовательно, разделение Дептранса с "отсечением" столь нелюбимой ему функции планирования, "интеллекта", в теории, может изменить ситуацию. Но есть еще один вопрос, "ресурсный": кому из департаментов управлять ныне действующим в городе транспортом. Речь о КП "Киевпасстранс" и КП "Киевский метрополитен" - главные транспортные активы города. Вопрос архиважный, ведь речь идет, с одной стороны, о мобильности горожан "здесь и сейчас", а с другой - о гигантских суммах поступлений, которые будет контролировать один из департаментов.

В проекте решения, рассматриваемого накануне в Транспортной комиссии Киеврады, оба КП оставались за Дептрансом. Но прямо на заседании депутаты рассмотрели предложения, которые подали им специалисты из общественной организации "ПроМобільність". Необходимость передачи двух КП новому Департаменту мотивировали тем, что они обслуживают почти треть всей мобильности города.

"На заседании представители "ПроМобильности" отстояли указанные предложения, и необходимые правки были приняты. Это касается передачи КП "Киевский метрополитен" и "Киевпасстранс" в сферу ответственности Департамента городской мобильности", - отметили в организации.

Как пояснил Информатору Беспалов, рост пассажиропотока будет одним из основных KPI нового департамента - и если он не повлияет на формирование тарифной политики, или, скажем, на внедрение единого беспересадочного билета, его работа будет более сложной. По мнению специалиста, в таком случае KPI, который будет выставляться новому директору Депмобильности, может быть не процент освоения бюджета, а среднее время поездки пассажира на общественном транспорте: например, 45 минут и ниже (это, кстати, прописано в Государственных строительных нормах).

"Надеюсь, Украина в конце концов имплементирует европейский регламент №1370, что позволит заказывать у этих операторов транспортную услугу – и они будут на общих условиях конкурировать с другими перевозчиками", – утверждает Дмитрий Беспалов.

Сбои в транспортной системе: из-за сильного ливня и проблем в "Киеве Цифровом"

Напомним, на днях в Киеве из-за сильного ливня произошел коллапс транспортной системы. Улицы Киева оказались под водой, авто буквально топилось в воде, а общественный транспорт задерживался - это стало очередным подтверждением неэффективности транспортной системы столицы в принципе.

Еще раньше мы писали о сбоях в приложении "Киев Цифровой". Там отключился сервис "Движение транспорта". Да, получались неправильные данные от GPS. Над восстановлением работали специалисты, о чем отдельно рассказывали на странице "Киев Цифровой".

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.