В случае новых массированных атак России на энергетическую инфраструктуру Киев может столкнуться с полной остановкой работы электротранспорта, говорит соучредитель ОО "Пассажиры Киева" Вячеслав Скрыль
В случае новых массированных атак России на энергетическую инфраструктуру, Киев может столкнуться с полной остановкой работы электротранспорта. Под угрозой оказываются не только трамваи и троллейбусы, как это происходит сегодня, но и метрополитен. Причем "первые звонки" обесточивания главного транспорта столицы уже прозвучали.
Сценарий с полным обесточиванием электротранспорта в Киеве раскрыл инженер-энергетик, соучредитель ОО "Пассажиры Киева" Вячеслав Скрыль в комментарии для сайта ТСН.ua. Он объяснил, что глобально проблемы возникают по двум причинам: первая – это физическое повреждение сети или подстанций, когда их невозможно запитать. Вторая – дефицит генерации электроэнергии.
Специалист говорит, что в Киеве тяговые подстанции запитывают в первую очередь, поэтому они не страдают от дефицита. Но если удары повредят сети, то возможны краткосрочные остановки транспорта на 1–3 дня. В случае критического дефицита электроэнергии может быть принято политическое решение о сокращении или даже полном закрытии электротранспорта.
"Если будет очень большой дефицит электроэнергии, то может быть принято решение о сокращении работы электротранспорта или вообще его закрытии", - отмечает Скрыль.
Прежде всего будут отключать трамвайную и троллейбусную сеть. Такое, говорит эксперт, уже происходило, масштабнее всего – в 2022 году. А вот метро считается приоритетным видом транспорта для властей Киева. Однако даже оно зависит от состояния городских сетей.
"Трамвайно-троллейбусную сеть Киева часто закрывают или приостанавливают, а вот работу метрополитена, напротив, пытаются всячески поддерживать", - говорит эксперт.
Впрочем, первые "звоночки" уже есть: на станции "Политехнический институт" недавно пропал свет на эскалаторах и перроне. По словам Скрыля, такие случаи связаны с авариями и перегрузкой сети и длятся несколько минут. Показательна ситуация в Харькове: там метро уже прекратило работу из-за существенного дефицита электроэнергии - ее туда сложно передавать от объектов генерации, поэтому приоритет предоставляют критической инфраструктуре, а метро подождет.
В целом, говорит эксперт, во многих городах Украины тяговые подстанции подпадают под графики отключений, хотя по нормам этого не должно быть. Это создает дополнительные опасности для стабильной работы транспорта. Пример – киевский фуникулер, останавливающийся несколько раз в день из-за слабой схемы питания.
"Переработка требует от 5 до 10 миллионов гривен, но город не был заинтересован в этом вопросе", – отмечает эксперт.
В случае полной остановки электротранспорта столица фактически окажется в условиях 1959 года, когда метро еще не функционировало. Скрыль отмечает важность не прекращать работу электротранспорта полностью, а лишь существенно ее сократить, ведь острой потребности в этом не предполагается. По словам специалиста, ограничение работы электротранспорта должно быть таким, чтобы оставалась возможность перевозить тех, кто продолжает работать в столице.
"Если же будет принято политическое решение полностью закрыть электротранспорт, в чем я очень сомневаюсь, думаю, что метро будут держать до последнего, то ситуация будет тяжелой. Потому что заменить наземный электротранспорт автобусами невозможно. Сейчас в Киеве работает 330-340 автобусов, 235 троллейбусов и 160 трамваев. Автобусы не смогут заменить крупногабаритные троллейбусы и трамваи, а тем более метрополитен", - заключает эксперт.
Напомним, информатор уже писал о том, что в субботу, 8 ноября 2025 года, в Киеве наблюдалась сложная ситуация с работой общественного транспорта. Утром из-за отсутствия напряжения не работал ряд троллейбусных маршрутов и скоростной трамвай №3. Впоследствии к ним присоединился и метрополитен, где начал исчезать свет, и скоростной трамвай на Борщаговку, и троллейбусное движение было фактически парализовано.
Тем временем мы сообщали и о том, что в Киевсовете согласовывают бюджет для строительства метро на Троещину. Вернее, не сам бюджет, а решение, дающее разрешение на привлечение средств международных доноров для начала работ. Во вторник, 21 октября, за это проголосовали члены "бюджетной" комиссии горсовета.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.