В парке «Наталка» на Оболони есть бетонное сооружение в форме субмарины, которое в советское время было секретным объектом, а сейчас фирма бизнесмена Игоря Тынного хочет сделать там ресторан со спортзалом, пространством для детей и сценой для выступлений
«Труба», «Сталинское метро», «Подводная лодка» - так называют сооружение высотой 17 метров, которое должно было стать частью подземного тоннеля под Днепром для перевозки боеприпасов с одного берега Киева на другой. Строительство началось в 1936 году, когда Советский Союз готовился к войне, а в 1941 году работы притормозили, потому что все расходы шли на войну. На данный момент один из кессонов – которых в Киеве несколько – планируют использовать как зону отдыха. Сейчас начинаются работы по отделке задней части кессона. Предусмотрено утепление кирпичной стены, устройство мокрого фасада и покраска. Об этом 26 февраля сообщило сообщество «Кессон на Оболони».
В целом работы на территории кессона обещали завершить к началу июня 2024. Этим занимается частный владелец – фирма «ГЮВЭКСХАУС», которая в мае 2023 года получила от Киеврады разрешение на начало работ.
Свой вариант реконструкции постройки в 2017 году предложила общественная организация «Парк «Наталка». Архитекторы Алиса Баньковская и Александр Горбань предложили создать на территории кессона три зоны:
Возведение Киевского укрепрайона началось в 1929 году. К 1935 году основные работы закончились, но выяснилось, что укрепрайон имеет Ахиллесову пяту – два железнодорожных моста, соединяющих берега Днепра. Их можно было легко разрушить авиацией, прервав подвоз боеприпасов для частей, которые обороняли Киев.
Тогда было принято решение о строительстве двух подземных тоннелей под Днепром, по которым можно было поставлять все необходимое, не опасаясь бомбардировок и обстрелов. Точно неизвестно, чья это была инициатива – Сталина или Хрущева.
Из-за секретности части проекта подземного тоннеля называли «титул». В парке "Наталка" в Киеве можно увидеть, как выглядел один из этапов строительства "сталинского метро". По замыслу бетонный кессон собирался на поверхности, а затем вода под высоким давлением должна была вымыть из-под кессона землю и он погружался в воду под собственным весом.
Похожий кессон есть на Осокорках и на Жуковом острове. Чтобы переправлять боеприпасы не через мосты, открытые рельсовые пути должны уходить от станции Жуляны через село Пирогово до Жукова острова, дальше путь заходил в тоннель, погружался под русло Днепра, проходил под островом Водников и выходил на поверхность в районе Осокорков и заканчивался в Бортничах.
К июню 1941 г. будет выполнено около 10% запланированной работы. С началом Второй мировой строительство приостановили: тоннели законсервировали, технику вывезли, а из рабочих сформировали мостостроительные бригады для нужд фронта.
После освобождения Киева строительство продолжили, но в стране были более насущные проблемы. И в 1949 году проект с подземным тоннелем был закрыт навсегда.
Известно, что кессон был продан в частную собственность еще в 1993 году, но с тех пор его неоднократно перепродавали. В феврале 2023 года фирма «Гювенксхаус» получила землю под кессоном в аренду. Уже в мае прошлого года сообщество «Кессон на Оболони» сообщило, что департамент городского благоустройства КГГА выдал разрешения на строительные работы этой же компании.
По информации аналитической платформы YouControl, компанию «Гювенксхаус» зарегистрировали в Киеве в сентябре 2022 года. Согласно основному виду деятельности фирма занимается работой ресторанов и предоставляет услуги мобильного питания.
Компанию связывают с бизнесменом Игорем Тынным. Кроме ресторанного бизнеса, его сфера интересов заключается в энергетике (сеть малых СЭС и ГЭС), недвижимости и обращении с отходами (ЧАО "Киевспецтрас", "Укрвторресурсы").
Информатор писал о полигоне мусора в Подгорцах, которым занимается "Киевспецтранс". Кроме Киеврады, акционером общества является Игорь Тынный.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.