Из сталинского метро в Киеве сделают ресторан: какое к этому отношение имеет бизнесмен Игорь Тынный

В парке «Наталка» на Оболони есть бетонное сооружение в форме субмарины, которое в советское время было секретным объектом, а сейчас фирма бизнесмена Игоря Тынного хочет сделать там ресторан со спортзалом, пространством для детей и сценой для выступлений

Игорь Тынный, парк Наталка, строительство, Киев
Сооружение было тайным объектом

«Труба», «Сталинское метро», «Подводная лодка» - так называют сооружение высотой 17 метров, которое должно было стать частью подземного тоннеля под Днепром для перевозки боеприпасов с одного берега Киева на другой. Строительство началось в 1936 году, когда Советский Союз готовился к войне, а в 1941 году работы притормозили, потому что все расходы шли на войну. На данный момент один из кессонов – которых в Киеве несколько – планируют использовать как зону отдыха. Сейчас начинаются работы по отделке задней части кессона. Предусмотрено утепление кирпичной стены, устройство мокрого фасада и покраска. Об этом 26 февраля сообщило сообщество «Кессон на Оболони».

В целом работы на территории кессона обещали завершить к началу июня 2024. Этим занимается частный владелец – фирма «ГЮВЭКСХАУС», которая в мае 2023 года получила от Киеврады разрешение на начало работ.

Свой вариант реконструкции постройки в 2017 году предложила общественная организация «Парк «Наталка». Архитекторы Алиса Баньковская и Александр Горбань предложили создать на территории кессона три зоны:

  • Зона 1 : входная группа с пандусом и разноуровневой площадкой, выполняющей функцию лестницы. Вокруг предусмотрены места для сидения под перголами, которые крепятся металлическими тросами к рельсам.
Активисты предлагали создать артзону. Фото - ОО "Парк Наталья"
Активисты предлагали создать артзону. Фото - ОО "Парк Наталка"
  • Зона 2 : главная часть - основной зал. Вертикальные части стен за бетонными пилонами представляют собой экраны, на которых будет транслироваться видеоконтент. В бетонных пилонах на металлических табличках будут изображены чертежи самого кессона. Верхнее круглое отверстие будет закрываться триплексом с разноцветным витражом.
Для разных активностей предлагали сделать отдельные зоны.
Для разных активностей предлагали сделать отдельные зоны.
  • Зона 3 : площадка перед кессоном. Это – территория для общения, покрытая альпийским газоном. На ней могут размещаться уличные артинсталляции, скульптуры современного искусства. Также предусмотрена мини сцена в виде "монорельсовой платформы", которую можно использовать как для проведения мастер-классов и выступления спикеров, так и для небольших артспектаклей.

Зачем строили кессоны

Возведение  Киевского укрепрайона началось в 1929 году. К 1935 году основные работы закончились, но выяснилось, что укрепрайон имеет Ахиллесову пяту – два железнодорожных моста, соединяющих берега Днепра. Их можно было легко разрушить авиацией, прервав подвоз боеприпасов для частей, которые обороняли Киев.

Проект подземного тоннеля Этот проект называли
Проект подземного тоннеля Этот проект называли "Сталинское метро".

Тогда было принято решение о строительстве двух подземных тоннелей под Днепром, по которым можно было поставлять все необходимое, не опасаясь бомбардировок и обстрелов. Точно неизвестно, чья это была инициатива – Сталина или Хрущева.

Из-за секретности части проекта подземного тоннеля называли «титул». В парке "Наталка" в Киеве можно увидеть, как выглядел один из этапов строительства "сталинского метро". По замыслу бетонный кессон собирался на поверхности, а затем вода под высоким давлением должна была вымыть из-под кессона землю и он погружался в воду под собственным весом.

Тоннель должен был проходить под водой.
Тоннель должен был проходить под водой.

Похожий кессон есть на Осокорках и на Жуковом острове. Чтобы переправлять боеприпасы не через мосты, открытые рельсовые пути должны уходить от станции Жуляны через село Пирогово до Жукова острова, дальше путь заходил в тоннель, погружался под русло Днепра, проходил под островом Водников и выходил на поверхность в районе Осокорков и заканчивался в Бортничах.

К июню 1941 г. будет выполнено около 10% запланированной работы. С началом Второй мировой строительство приостановили: тоннели законсервировали, технику вывезли, а из рабочих сформировали мостостроительные бригады для нужд фронта.

После освобождения Киева строительство продолжили, но в стране были более насущные проблемы. И в 1949 году проект с подземным тоннелем был закрыт навсегда.

Кто сделает из кессона зону отдыха

Известно, что кессон был продан в частную собственность еще в 1993 году, но с тех пор его неоднократно перепродавали. В феврале 2023 года фирма «Гювенксхаус» получила землю под кессоном в аренду. Уже в мае прошлого года сообщество «Кессон на Оболони» сообщило, что департамент городского благоустройства КГГА  выдал разрешения на строительные работы этой же компании.

По информации аналитической платформы YouControl, компанию «Гювенксхаус» зарегистрировали в Киеве в сентябре 2022 года. Согласно основному виду деятельности фирма занимается работой ресторанов и предоставляет услуги мобильного питания. 

Бизнесмену Игорю Тинному принадлежит компания, которая сделает из кессона зону отдыха.
Бизнесмену Игорю Тынному принадлежит компания, которая сделает из кессона зону отдыха.

Компанию связывают с бизнесменом Игорем Тынным. Кроме ресторанного бизнеса, его сфера интересов заключается в энергетике (сеть малых СЭС и ГЭС), недвижимости и обращении с отходами (ЧАО "Киевспецтрас", "Укрвторресурсы").

Информатор писал о полигоне мусора в Подгорцах, которым занимается "Киевспецтранс". Кроме Киеврады, акционером общества является Игорь Тынный.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube
Киев