Что происходит с участком тоннеля метро между Демеевской и Лыбидской: ответы на самые распространенные вопросы киевлян

Читати українською

Шесть станций синей ветки киевского метро уже более двух месяцев отрезаны от остальных линий из-за аварии на тоннеле между Демеевской и Лыбидской, а почему это произошло и что будет дальше, рассказали инженер проекта и инфраструктурный обозреватель

Читати українською
Киевский метрополитен
Над восстановлением аварийного тоннеля между «Лыбидской» и «Демеевской» работает компания «Автострада»

Шесть станций синей ветки киевского метро уже более двух месяцев отрезаны от остальных линий из-за аварии на тоннеле между Демеевской и Лыбидской, а почему это произошло и что будет дальше, рассказали инженер проекта и инфраструктурный обозреватель

Метростроевцы занимаются восстановлением участка синей ветки Киевского метрополитена. Журналисты издания The Village Украина пообщались с главным инженером проекта восстановления Игорем Гелетюком и инфраструктурным обозревателем Павлом Авдокушиным. Они 28 февраля рассказали, что в метро сейчас происходит и действительно ли работы могут затянуться на годы.

Что сейчас происходит в тоннеле

Дальнейшее разрушение тоннеля удалось предотвратить, говорят в КГГА. Начиная с декабря на трещинах ставят маячки – это наклейки из алебастра, возле которых указывают дату. Если трещины будут расходиться, то алебастр осыплется. Так маячки сигнализируют о продолжении разрушения.

«Я не осматривал все маяки, потому что их там очень много, но избирательно рассматривал места их установки на наиболее заметных трещинах. И все те, что я видел, не утратили своей цельности. Это свидетельствует о том, что трещины не растут и отдельные элементы блоков оправы не перемещаются друг относительно друга», – рассказывает Павел Авдокушин.

Вода на проблемном участке все еще есть, но течет она не столь активно и больше не приносит с собой песок.

Сейчас обесточили участок, там демонтировали колеи и инженерные сети. Сотрудники метрополитена продолжают следить за трещинами.

Что происходит и как будет дальше с участком тоннеля метро между «Демеевским» и «Лыбидским»: ответы на самые распространенные вопросы киевлян 1

Кто виноват, что сейчас метро пришлось остановить

Точную причину аварийной ситуации, по которой сейчас остановили метро, ​​еще предстоит установить. Параллельно проводят два исследования. КП "Киевский метрополитен" заказал экспертизу у компании "Научно-исследовательское судебно-экспертное учреждение". Результаты готовы к 8 марта 2024 года.

Нацполиция в это время проводит расследование по факту «служебной халатности», что привело к нарушению герметичности тоннеля. Экспертизой для стражей порядка занимается Национальный научный центр «Институт судебных экспертиз им. засл. проф. М. С. Бокариуса».

Отдельно депутаты Киевсовета создали временную контрольную комиссию, которая изучает все обстоятельства и пытается разобраться, что произошло.

Пока окончательных результатов экспертиз нет. Однако можно говорить о возможных причинах, приведших к протеканиям и деформации тоннеля:

  • Сложные условия
  • Некачественное строительство
  • Плохая эксплуатация
  • Строительство на поверхности

Кто и как восстанавливает тоннель

Этим занимается «Автострада» – группа компаний, основанная львовским бизнесменом Максимом Шкилем в 2016 году. Для работы над тоннелем "Автострада" привлекла более 500 специалистов по подземному строительству. Проект восстановления разрабатывали три группы специалистов, имеющих «многолетний опыт в сооружении метро».

Сейчас проект уже готов, 12 февраля был передан на экспертизу, подтвердил главный инженер проекта Игорь Гелетюк. Экспертиза должна продолжаться до 45 дней, но генподрядчик рассчитывает получить результаты раньше. После этого начнут основные работы.

Поскольку тоннель частично деформировался, решили этот аварийный отрезок заменить. Это будут делать открытым способом, то есть выроют котлован, разберут 27 метров старого тоннеля и сделают новый – монолитный с прямоугольным сечением. После замены аварийного отрезка тоннеля еще 45 метров в обе стороны планируют дополнительно укрепить изнутри железобетонную рубашку.

«Далее делаем новые пути, будем ставить специальные шумопоглощающие и виброзащитные железобетонные шпалы» – рассказывает главный инженер проекта Игорь Гелетюк.

Это нужно, чтобы минимизировать влияние вибрации от поезда на пловцы – чтобы песок больше не заходил в тоннель.

На каком этапе работы

Чтобы начать работу на площадке на поверхности, сначала нужно было перевести все инженерные сети – это около 200 кабелей «Киевпасстранса», «Киевсвета», водоканала, ДТЭК, «Укртелекома», а также СБУ и ПВО. Эти работы уже завершились.

Сейчас строители готовятся к раскрытию котлована над аварийным участком. Там уже смонтировали разгрузочную плиту, чтобы тяжелая техника не провалилась в нестабильные грунты или даже в туннель.

Что происходит и как будет дальше с участком тоннеля метро между «Демеевской» и «Лыбидской»: ответы на самые распространенные вопросы киевлян 2

Чтобы предотвратить проникновение воды в котлован, строители бурят стену в грунте «способом бурых свай». Эти работы уже выполнены примерно на 80%, говорят в КГГА.

Параллельно с бурением свай специалисты уже подбирают «химию» для закрепления грунтов. На этот процесс может уйти много времени:

«Если не так закрепили, то нужно повторять. Как правило, с первого раза фиксация не получается, нужно делать еще раз и еще раз, пока не подберут подходящий химический состав. А почвы там техногенные, сложные, уже нет того природного свойства, которое было раньше», - говорит инженер проекта Галатюк.

После того, как будут готовы стены и укреплены грунты, начнут раскрытие котлована. Котлован выроют до спондиловых глин – этот слой почвы начинается где-то на полметра ниже основания тоннеля. Спондиловые глины являются водоупором, то есть не пропускают воду.

Сколько стоит и откуда деньги

Работы финансируются из резервного фонда бюджета Киева. Сколько будет стоить проект, никто сказать не может. Стоимость будет рассчитана после того, как проект пройдет экспертизу. Главный инженер проекта отмечает, что на него повлияет цена химических реагентов для укрепления грунта в котловане.

«Смета на химические реагенты совершенно разная: может быть космическая цена, а может быть и дешевая. Сейчас как раз подбирают химсостав. Пока его не апробируют на опытных участках, мы не поймем цену», – говорит он.

Подготовительные работы к восстановлению тоннеля уже стоили городу более 40 млн. грн. (первый тендер на 21 млн. грн. и дополнительный объем работ на 20 млн. грн.). Экспертиза причин возникновения трещин, которую заказал метрополитен, обойдется в 2,95 млн грн.

Когда откроют метро

Сначала срок восстановления участка киевские чиновники оценивали в полгода, то есть работы должны были продолжаться до июня 2024 года. В феврале городской голова Виталий Кличко назвал другие сроки.

"Наши специалисты говорят, что до конца лета мы должны возобновить движение метрополитена", - сказал он в эфире телеканала "Киев".

Эти слова противоречат тому, что говорят производители работ.

"Восстановление перегонного тоннеля между станциями "Демеевская" и "Лыбидская" планируем завершить осенью 2024 года", - отметил Максим Шкиль из "Автострады".

Как и стоимость работ, хотя бы приблизительная дата открытия метро окончательно станет ясна после экспертизы, говорит главный инженер проекта.

«Кто-то говорит, пять месяцев – это смешно. Кто-то говорит – пять лет – это тоже смешно», – отвечает Гелетюк на вопрос о сроках.

Давать свои прогнозы он не берется:

«Давайте сначала получим какую-нибудь информацию от экспертизы. Потому что сроков на выполнение капитального ремонта априори нет. Бывают только сроки нового строительства. А когда ведут такие спецработы, противоаварийные, никто не может сказать, сколько это будет продолжаться. Поэтому давайте пройдем экспертизу, будут подтверждены объемы работ, и тогда уже будем понимать, сколько времени на это нужно», - сказал Гелетюк.

Андрей Шабельников высказывает свою точку зрения по поводу того, что бизнес может требовать от страны сейчас, в условиях войны. Или это только прекращение давления, можно ли ожидать какие-то преференции, например, немобилизацию работников бизнеса, добросовестно выполняющих свои налоговые обязательства? Присоединяйтесь к нашему видео, чтобы узнать мнение эксперта и понять, какие возможности имеет бизнес в таких сложных условиях.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.