Не так страшен зверь, как его рисуют - именно так и можно описать ситуацию с Единым электронным билетом в Киеве. Жителей столицы с каждым днем подготавливают к полному отказу от старых, привычных методов оплаты за проезд, и как любое нововведение - е-билет пугает. Накопилось много жизненных вопросов не только о том, как работает система, но еще и о том, как, к примеру, оплатить проезд с помощью валидатора, если транспорт "забит до не могу".
Информатор около месяца назад запустил опрос на своей страничке в Facebook, где любой желающий мог спросить то, что его интересует. А 14 ноября к нам в пресс-центр пришел Юрий Назаров - директор департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА, чтобы ответить на все вопросы, даже на которые уже неоднократно давали ответ.
Для начала сориентируем по срокам запуска. Изначально планировалось, что на е-билет переходим с 1 ноября, но в связи с не полной готовностью жителей столицы это осуществить, тестовый режим системы продлили. Сейчас дата запуска другая - 1 апреля. Ровно с этого дня система полностью вступит в силу и в наземном транспорте полностью пропадут бумажные талончики. Что касается жетонов в метро - они пропадут раньше, предварительная дата - 14 января.
Способов оплатить проезд будет три:
Также можно будет разово оплатить проезд, не покупая е-билет, - с помощью QR-кода. Через приложение можно легко сгенерировать код, с помощью которого разово можно оплатить себе проезд. Также QR-код должен будет продаваться в боксах самообслуживания и кассах метрополитена. Пока QR-код работает не везде. Живая карта с точками продажи е-билетов здесь.
Карты киевлянина - это вариант для этой категории. Она также будет работать во время электронной системы. Что пенсионерам, что льготникам Юрий Назаров советует поскорее оформить Карту. Достаточно просто обратиться в ОщадБанк, где в течение 5-10 рабочих дней вам ее оформят и электронная система оплаты больше не будет вам страшна. Но есть один очень большой минус - это льготники и пенсионеры, которые не являются киевлянами. Пока конкретного механизма для них нет, но решить эту проблему хотят, однако пока конкретного пути нет, поэтому для них остается один вариант - платить по 8 гривен за поездку, используя смартфон, банковскую карту или QR-код. До 1 апреля все пенсионеры еще имеют право ездить по пенсионному удостоверению.
Для школьников введется своя отдельная карточка, на которой будет указано их имя, фамилия и учебное заведение. Также на этой карточке будет размещена и фотография ребенка. Как их оформить - расскажут чуть позже, когда все подготовят для этого. Что касается проездных - их также выведут. И не только ученические и студенческие, а и проездные для других пассажиров, такие как работают сейчас в формате: "метро+трамвай". Пока же тенденция радует, сообщает Назаров. Каждую неделю около 15 тысяч пассажиров приобретают себе Kyiv Smart Card, и жители столицы становятся все ближе к переходу на электронную систему.
Логика системы изначально не позволяла осуществить оплату одной картой за несколько пассажиров. В подземном транспорте такая система уже спокойно работает. Одним е-билетом можно заплатить за группу людей. А вот в наземном пока такой формат не работает, но вскоре это планируют исправить.
Kyiv Smart Card - бессрочные. Все данные поездок хранятся не на самой карточке, а в так называемом «облачке». То есть карта — это ключ к учетной записи пассажира, и в случае ее потери владелец может перенести информацию на новую карточку и сохранить свои деньги. А вот QR-код имеет срок - 2 недели, а после - сгорает.
Как уже давно стало известно, кондукторы с общественного транспорта пропадут. Вместо них появятся контролеры, которые будут "ловить зайцев". У каждого контролера есть специальный аппарат, который считывает - производилась ли оплата за проезд в этом транспорте. По словам Назарова, никаких трудностей с этим быть не должно. В экстренных ситуациях, к примеру, если трамвай сломался, а вы уже заплатили за проезд и вынужденно вышли, не доехав до своей остановки, придется ли платить снова? Ответ - нет. Все технические неисправности - это вина службы-перевозчика. Пассажиры от этого страдать не будут. И даже если вы, по причине указанной выше, пересели в другой транспорт - контролер должен быть в курсе ситуации и посчитать предыдущую оплату как оплату за поездку в транспорте, в который вы пересели. То же и с неработающими валидаторами: если такая проблема возникает, транспорт попросту сразу же снимают с пути.
Перенести поездки с зеленой карты на Kyiv Smart Card нельзя, поэтому Назаров советует использовать все поездки на зеленой, а потом перейти уже на пользование е-билетом.
То, что система "отпугивает туристов от столицы" - неправдиво. Ничего страшного в электронной системе нет, ей пользуется почти вся Европа. Туристу, который приехал в столицу на год, можно будет или заплатить банковской картой или купить одноразовый QR-код. Все просто :)
Такая проблема есть, признается Назаров. Но это проблема только, если к ней относится, как к проблеме. Валидаторы стоят возле каждой двери, что делает возможным оплатить поездку сразу на входе. Если не дотягиваетесь, попросите другого пассажира. На самом деле, эта такая же "проблема", как и необходимость держаться за поручень в метро, потому что вагон шатается - исправить ситуацию никак нельзя, придется просто привыкнуть и научиться пользоваться.
Такая проблема тоже пока есть, но она уже находится в процессе исправления. Kyiv Smart Card будет срабатывать так же быстро, как и сейчас срабатывает зеленая.
Кажется, про е-билет не знает только ленивый. И только ленивый не успел побурчать на тему перехода на электронную систему оплаты. Но! Все новое - пугает, и это нормально. Но если посмотреть глобально - система действительно работает и работает качественно - никаких бумажных талончиков, грязных жетонов, очередей на кассах - это же круто! Просто нужно привыкнуть и вкусить все прелести системы, пару месяцев - и мы будем вспоминать времена жетонов и талонов - как "период динозавров".
Больше новостей по теме введения единого электронного билета в Киеве, читайте по тэгу электронный билет.
Больше новостей в нашем Telegram- канале. Если вы стали свидетелем чрезвычайной ситуации или аварии, обнаружили опасный предмет, бездыханное тело, заметили огонь или поджог, сообщите об этом в 101, 102 и 103, а также напишите в нашем Telegram-чате. Присоединиться к нему можно ЗДЕСЬ.
Александра Апреутес
Фото: Владислав Кузнецов
Видео: Андрей Райский