Электронные билеты в Киеве: куда идут бюджетные деньги, и кто заменит кондуктора

Электронные билеты в Киеве: куда идут бюджетные деньги, и кто заменит кондуктора

Уже месяц, как в Киеве можно расплатиться в коммунальных автобусах банковской карточкой. Но на внедрение системы единого электронного билета уже потратили из бюджета больше 300 миллионов гривен.

Зачем нужна такая система и когда она появится, рассказали Информатору эксперты председатель Комитета цифровой инфраструктуры и связи Экспертного совета в Министерстве инфраструктуры Украины Станислав Гвоздиков и председатель Национального Совета экономического развития Алексей Дорошенко.

«В Киеве месяц, как объявлен тестовый режим ввода в эксплуатацию электронной системы, которая позволяет осуществлять оплату за проезд в наземном автотранспорте с помощью банковской карточки, - сказал председатель Комитета цифровой инфраструктуры и связи Экспертного совета в Министерстве инфраструктуры Украины Станислав Гвоздиков. – Эту систему можно было опробовать еще в прошлом году на двух линиях скоростного трамвая и на станциях метрополитена. Сегодня в большинстве автобусов «Київпастранса» установлены валидаторы – оборудование для считывания банковской карточки. Оплачивать проезд можно так же, как покупки в магазине».

По словам Станислава Гвоздикова, новый вид оплаты проезда - это еще не система электронного билета. Например, она не может учитывать льготников. «Для этого валидаторы должны быть интегрированы, как минимум, с расчетным центром метрополитена. Например, в метро эта функция уже реализована для жителей Киева, которые имеют льготы», - сказал эксперт.

Администрация города анонсирует работу с пополняемыми картами, карточкой «Киевлянина», но пока эта система не работает. Прочитать об этом можно здесь.

Как должно быть

Для того, чтобы электронный билет был не только способом оплаты, транспортная система должна быть взаимосвязана. По словам Станислава Гвоздикова, коммунальные автобусы должны быть интегрированы с валидаторами метро и маршруток. Это бы позволило одной картой рассчитаться на разных видах транспорта. Это и есть смысл электронного билета, который кроме сбора выручки позволит учитывать пассажиров разных льготных категорий и поможет собрать данные по пассажиропотоку.

Для того, чтобы эта система заработала в Украине, не нужно изобретать велосипед. «Все давно разработано, - сказал Станислав Гвоздиков. – Но не все участники нашего рынка и некоторые чиновники заинтересованы во внедрении системы. Потому что введение электронного билета однозначно, заметно и быстро выведет весь неучтенный оборот денежных средств транспортных компаний в налогооблагаемое русло».

Зачем нужен электронный билет

«Сегодня утром на пресс-конференцию я ехал коммунальным троллейбусом и купил билет за 8 гривен, - сказал председатель Национального Совета экономического развития Алексей Дорошенко. – Если этот билет, стоимостью 8 гривен, после того, как будет сделан электронный билет, на который будет потрачено несколько сот миллионов гривен в Киеве, будет стоить 9 гривен, то киевляне будут против. А вот если этот билет для каждого, кто будет ехать, будет стоить 7 гривен 50 копеек или 6 гривен, то тогда введение электронного билета имеет смысл. Нужно понимать, кто в итоге за все заплатит».

По словам Алексея Дорошенко, не обосновывая экономическую необходимость внедрения электронного билета, из киевского бюджета хотят потратить миллионы гривен. На сегодняшний день по тендерным процедурам провели торги на 365 миллионов гривен (оборудование с программным обеспечением для наземного транспорта), на 100 миллионов гривен (терминалы самообслуживания) и на 200 миллионов гривен (лицензия на право использования «Автоматизированной системы оплаты проезда»). По подписанным договорам уже перечислено подрядчикам 361 миллионов гривен, но система так и не заработала. «Обсуждался вопрос в киевской области о создании такой супер-карточки, - сказал Алексей Дорошенко. – Это банковская карточка, ее эмитирует (выпускает) банк. При этом, там есть скидки в магазинах, аптеках, в том числе, там есть единый проездной билет. Но такая идея не набирает поддержки, потому что она супердорогая. И мы понимаем, что один раз в это деньги вложить можно. А что потом? Если она умрет, то деньги фактически будут списаны».

Для запуска системы электронного билета сначала нужно понимать, что люди от этого получат. «Если мы получим фишку, что она будет в Киеве – это хорошо. Но для кого она нужна?, - задает вопрос председатель Национального Совета экономического развития Алексей Дорошенко. – Для киевлян, которые покупают билеты в троллейбусе? Вряд ли. Для иностранцев? Вряд ли, потому что их все меньше и меньше. Как раз для них подобная вещь была бы удобна. В 2012 году (тогда Украина и Польша принимали у себя финальную часть турнира Чемпионата Европы по футболу) очень многие инфраструктурные проекты в Украине шли под видом того, что иностранцы увидят у нас современную инфраструктуру и будут приезжать в дальнейшем. Но мы этот эффект не получили. Поэтому рассчитывать на то, что иностранцы приедут и оценят европейскость нашей столицы, вряд ли приходится».

Никто их экспертов не смог назвать дату запуска электронного билета в Киеве.  О том, сколько будет стоить Киеву переход на единый электронный билет, можно прочитать тут.

Эксперты считают, что для запуска системы электронного билета сначала нужно понимать, что люди от этого получат
Эксперты считают, что для запуска системы электронного билета сначала нужно понимать, что люди от этого получат

Для того, чтобы эта система заработала в Украине, не нужно изобретать велосипед
Для того, чтобы эта система заработала в Украине, не нужно изобретать велосипед

Варвара Грекова

Фото: Дмитрий Щерблюк

Видео: Андрей Райский

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.