Не первый десяток лет в Украине существует авиаконструкторское бюро "Антонов". С 1946 года компания спроектировала и построила больше трех десятков моделей самолетов, которые записали на свой счет не одну сотню рекордов. И сейчас именно "Антонов" является флагманом украинской высокотехнологичной промышленности.
В честь дня рождения конструкторского бюро и авиатранспортного подразделения "Антонов" (ему в 2019 году исполнилось 30 лет) Информатор подготовил специальный материал. В нем мы собрали главные рекорды и некоторые интересные факты, накопившиеся за долгую историю авиакомпании.
Как мы уже упоминали, авиаконструкторское бюро "Антонов" появилось 31 мая 1946 года. В то время КБ открыли на базе Новосибирского авиационного завода. И времени на раскачку нашим конструкторам много не понадобилось - в том же году на свет появился самолет Ан-2. Первый же полет этот самолет совершил в 1947 году. Этот же самолет первым в длинной линейке продукции "Антонова" записал на свой счет несколько рекордов. Так, именно "кукурузнику" принадлежит рекорд по времени производства - он производился более 70 лет.

За это время было произведено 18 тысяч Ан-2, что сделало этот самолет еще и самым массовым одномоторным бипланом (самолетом с двумя плоскостями-крыльями, расположенными одно над другим) в истории. Причем производство "кукурузника" и не думает останавливаться - его до сих пор производят в Китае.
В Украину конструкторское бюро переехало уже в 1952 году. Спустя два года компания выпустила первый военно-транспортный самолет в своей линейке - Ан-8. А спустя семь лет после переезда у КБ появилось и свое летное поле для испытаний - в Киевской области под Гостомелем. и это дало свои плоды - через год, в 1960-м, в линейке самолетов "Антонова" появился "Антей" - крупнейший в мире турбовинтовой самолет. Свой первый полет Ан-22 осуществил в 1965 году, записав на свой счет за более чем полувековую историю 41 мировой рекорд. По сути именно "Антей" стал предвестником будущих рекордов украинских самолетов.

После создания "Антея" у конструкторского бюро "Антонов" появился опыт создания больших самолетов. И это практически сразу принесло свои плоды. Уже в 1971 году свет увидел первый Ан-124 "Руслан". После этого, правда, у конструкторов начались трудности, и в ходе доработки проекта они фактически переделывали будущий "Руслан" с нуля. Тем не менее, в 1982 году Ан-124 совершил свой первый полет. Причем на момент создания он был крупнейшим самолетом в мире.
За все время своего существования самолет установил более 20 мировых рекордов, среди которых отдельного внимания заслуживают следующие - рекорд грузоподъемности (171 219 килограмм на высоту почти 11 километров) и рекорд дальности перелета замкнутым маршрутом (без малого 20 151 километр). К сожалению, этот же самолет стал последним, к созданию которого приложил руку Олег Антонов - в 1984 году выдающегося конструктора не стало.

Однако это не остановило прогресс "Антонова". Уже спустя шесть лет первый полет совершил другой самолет-рекордсмен - Ан-225 "Мрия". К слову, стоит отметить, что итоговое название у самолета появилось едва ли не за пять минут до того, как гигант поднялся в воздух. По словам сотрудников "Антонова", они до последнего момента думали, что самолет получит название "Людмила". Учитывая, что самолет во многом опирался на наработки Ан-124 "Руслан", такое название было бы логичным.
Однако за два часа до выкатывания самолета из ангара генеральный конструктор "Антонова" Петр Балабуев позвонил и сказал, что самолет будет называться "Мрией". И в каком-то смысле это название куда больше подходит самолету-гиганту. Это действительно мечта - мечта о покорении воздуха, которая стала реальностью.

На счету "Мрии" - 240 рекордов, включая звание самого большого и самого мощного самолета в мире. При этом Ан-225 еще и самый большой самолет, который совершил больше одного полета. На счету у "Мрии" также и главные рекорды среди "тяжеловесов" - абсолютный рекорд грузоподъемности с показателем 253,8 тонны, перевозка самого тяжелого в истории авиации моногруза и самого длинного в истории авиации моногруза - 187,6 тонн и 42,1 метра соответственно.
В 1989 году (что примечательно, тоже 31 мая) в истории "Антонова" начался новый этап. В этом году начало свою работу авиатранспортное подразделение компании, всему миру более известное как "Авиалинии Антонова". За 30 лет авиакомпания выполнила 15 340 чартерных рейсов, за которые перевезла 822 471 тонну грузов. Причем значительная часть этих полетов и этого груза - гуманитарная помощь странам и территориям, которые пострадали от стихийных или техногенных катастроф.

Здесь и сейчас "Авиалинии Антонова" - воздушный флот, в который входят такие гиганты как Ан-22 "Антей", Ан-124-100 "Руслан" и Ан-225 "Мрия", а также легкие транспортные Ан-26, Ан74Т и Ан-28. На счету этих самолетов - посадки в 800 аэродромах мира и перевозка по этому самому миру сверхтяжелых, крупногабаритных или нестандартных грузов - в общем, выполнение таких перевозок, которые просто не по плечу другим компаниям и самолетам.
В заключения расскажем вам винегрет из интересных фактов, которые оказались слишком яркими для простого упоминания и в то же время недостаточно масштабные, чтобы получить более подробный рассказ. Итак, больше ярких страниц в истории "Антонова" - одной строкой:

А мы напомним, что за две недели до "дня рождения" концерна "Антонов" мы побывали на авиационном заводе компании. Тогда у нас появилась уникальная возможность показать, как украинские авиаторы продолжают трудиться, поддерживая статус украинской авиации.
Никита Малюгин
Фото, видео: Роман Барабаш