Самолет, о котором заботятся в Госмузее авиации им. Антонова является одним из старейших представителей этого типа самолетов в Украине и мире, он один из трех в первой серии, с которых началась история Як-40
В Киеве реставрируют самолет Як-40, один из старейших представителей этого типа самолетов в Украине и мире. Собственно, этот аппарат – один из трех самолетов первой серии, с которых и началась история Як-40. Сейчас ему уже "оживили" кабину экипажа и подкрасили ливрею советского "Аэрофлота".
О возобновлении исторического самолета Як-40 рассказывают в Государственном музее авиации им. О.К. Антонова. Речь идет о борте с номером "СССР-87683", который до сих пор хранился на площадке музея в Жулянах, и как любой старенький самолет без реставрации находился в заброшенном состоянии. Но музейщики-авиаторы учли, что именно этот Як-40 был одним из первых бортов этого типа, поэтому его решили "вернуть из мертвых".
"Наш экспонат, это один из трех самолетов первой серии, с которых и началась история Як-40. Всего было выпущено 60 серий и построено 1013 самолетов этого типа, но только единицы сохранились в столь раннем варианте", - пояснили в Госмузее авиации.

Кабина экипажа уже выглядит так, будто Як-40 готовится к взлету. Фото: Государственный музей авиации им. Антонова
Специалисты говорят, что самолет-экспонат имеет конструктивные и компоновочные отличия от большинства серийных Як-40, еще и несет на себе уникальную раннюю ливрею "Аэрофлота". Ее, кстати, уже тоже восстановили – теперь самолет визуально такой же, как 40 или 50 лет назад. Впрочем, в первую очередь музейщики начали восстанавливать приборы и начинку.
"Сегодня уже завершена реставрация кабины экипажа. В рамках этого этапа также было восстановлено электропитание кабины, что позволило "оживить" освещение и часть приборов - теперь он снова выглядит, словно готов к полету", - говорят в музее.

Впоследствии будут реставрироваться также пассажирские кресла, другие части интерьера, а также проведена окончательная докраска самолета. Но уже сейчас, говорят, виден музейный проект "в полный рост" - самолет уже начинает выглядеть так, словно готовится к отлету. А при его восстановлении музейщики использовали новые технологии реставрации и нестандартные методы, которые будут применяться в следующих проектах.
Кроме того, в Государственном музее авиации им. О.К. Антонова рассказали, что самолет с номером "СССР-87683" совершил первый полет в 1968 году. Впоследствии его эксплуатировали в Кировоградской Школе высшей лётной подготовки (сейчас это Летная академия в Кропивницком). А с 1971 года самолет служил учебным пособием автополигона КАИ в Киеве, помогая студентам узнавать авиационную технику. В музей авиации Як-40 доставили в 2020 году, где и начали его постепенную реставрацию.
Напомним, на днях Информатор рассказывал о еще одном самолете Як-40, ныне стоящем на 57-м километре трассы Киев - Чоп, в селе Юров. Этот ярко-желтый красавец в настоящее время является визитной карточкой ресторанного комплекса Yellow Plane. Но мало кто догадывается, что именно этот самолет стал свидетелем громкого преступления 1990-х. Именно при выходе из него 3 ноября 1996 года в Донецком аэропорту были убиты бизнесмен и народный депутат Евгений Щербань и его жена.
А еще мы рассказывали о том, как в ночь с 13 на 14 мая 2025 года по улицам Киева перевозили самолет Ту-134А-3 авиакомпании "Украина". Он летал до 2012 года, а возить ему приходилось и Леонида Кучму, и Виктора Ющенко. А на новую локацию его транспортировали, потому что самолет должен стать частью Фестиваля карьеры, проходившего в столице весной.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.