Свидетель кровавого преступления: в ресторан под Киевом приглашает самолет, возле которого убили первого украинского олигарха Евгения Щербаня

Воздушное судно, находившееся в собственности известного бизнесмена и народного депутата, и ставшее частью современной истории Украины, ныне является популярной фотозоной загородного комплекса Yellow Plane

ресторан самолет Щербань убийство
Сейчас от великой и трагической истории самолета остался единственный след – бортовой номер UR-87961 на фюзеляже

На 57-м километре трассы Киев – Чоп, в селе Юров, стоит ярко-желтый ЯК-40 – визитка ресторанного комплекса Yellow Plane. Ежедневно мимо него проезжают тысячи автомобилей, и мало кто догадывается, что этот самолет стал свидетелем громкого преступления 1990-х. Именно при выходе из него 3 ноября 1996 года в Донецком аэропорту были убиты бизнесмен и народный депутат Евгений Щербань и его жена, а также авиамеханик, бортовой инженер и инспектор аэродромной таможни.

Селфи в кабине пилота и развлечения на авиасимуляторах

Не заметить загородный ресторанно-гостиничный комплекс в селе Юров Киевской области невозможно именно из-за пассажирского самолета ЯК-40, окрашенного в насыщенный желтый цвет. Он хорошо виден с трассы, кроме того, в Yellow Plane он выполняет дополнительные развлекательные функции: возле самолета обустроена лестница, чтобы посетители могли зайти внутрь, сделать фото в кабине пилота или почувствовать себя на борту настоящего рейса. Внутри сохранена часть аутентичного интерьера, а также установлены авиасимуляторы для желающих "поднять" самолет в небо.

остальные 1
Посетители загородного комплекса могут пофотографироваться в кабине пилота и поиграть на авиасимуляторах

Ресторан предлагает меню украинской и европейской кухни: борщ со свининой, пельмени, блины, салаты, десерты – средний чек составляет около 200 грн за основное блюдо. Рядом с заведением расположены гостевые домики с названиями по авиационному алфавиту НАТО: ALFA, BRAVO, CHARLIE, где можно переночевать или провести выходные за городом. На территории есть детская площадка и фотозоны, а само здание ресторана стилизовано под авиадиспетчерскую башню.

От "Аэрофлота" до кафе: путь борта UR-87961

Самолет ЯК-40К с бортовым номером UR-87961 сошел с конвейера в 1978 году и в начале своей карьеры принадлежал советскому "Аэрофлоту". Впоследствии он менял базирование: летал в составе белорусского управления, позже эксплуатировался предприятием МАП Запорожья, а после распада СССР вошел во флот украинских авиакомпаний – Motor Sich, Donbass Airlines и Aerostar. В 1998 году борт фиксировали в Праге, в 1999-м – в Будапеште, а в 2007-м – в московском Домодедово. После 2010 года самолет был снят с эксплуатации и оставлен на хранении в Жулянах.

В 2015-м СМИ сообщали, что бывший личный самолет Евгений Щербаня ЯК-40 выставлен на продажу. Отмечалось, что в VIP-версии салона он в свое время использовался как бизнес-джет для перелетов владельца. Самолет с бортовым номером UR-87961 продавали всего за 15 тысяч долларов, предлагая "для бизнеса, как детскую игрушку или под музей".

остальные 2
На этом самолете в 1996 году совершил свой последний полет бизнесмен и политик Евгений Щербань

Впрочем, новые владельцы решили дать борту другую жизнь. В 2016 году его перевезли из Жулян в Юров, где ЯК-40 отреставрировали, покрасили в желтый цвет и впоследствии сделали центральным элементом ресторанного комплекса. Сейчас от его великой и трагической истории остался единственный след – бортовой номер UR-87961 на фюзеляже.

Самолет дважды спас олигарха от смерти

Именно под этим номером ЯК-40 3 ноября 1996 года приземлился в Донецком аэропорту – Евгений Щербань вместе с супругой Надеждой вернулись из Москвы, с юбилеем Кобзона. У трапа их ждал бронированный Chevrolet Caprice, изготовленный по личному заказу бизнесмена, но дойти до спасительного автомобиля супруги не успели. Киллеры появились, когда Щербани сходили с трапа собственного самолета.

остальные 1
На кадрах из милицейской кинохроники видно, что бизнесмен не успел отойти от самолета – его застрелили у трапа

Стоит отметить, что Щербань был одним из первых украинских миллионеров и политиков эпохи "диких 90-х". Период накопления капитала в Украине он прошел молниеносно: созданный им кооператив Прогресс демонстрировал бешеные прибыли, впоследствии он организовал корпорацию АТОН. Бизнесы, к которым был причастен Щербань, становились успешными буквально за считанные месяцы. И образ жизни тоже был соответствующим – уникальный бронированный автомобиль и собственный самолет были признаками особого статуса бизнесмена.

Свой последний полет Щербань совершил на ЯК-40, возле которого его жену, авиамеханика, бортового инженера и инспектора аэродромной таможни расстреляли киллеры. Россиянин Вадим Болотский прицельно стрелял по супругам, а его подельник Геннадий Зангедили открыл хаотичный огонь по экипажу и работникам аэропорта. Кровавая расправа произошла прямо в режимной зоне – нападение было тщательно спланировано.

Как впоследствии сообщала "Украинская правда", в своем признании Болотских рассказал, что преступление было совершено только с третьей попытки: две предыдущие сорвались из-за задержки самолета и изменения графика перелетов. Подготовка к нападению была тщательной: киллеры использовали велосипеды, форму технического персонала аэропорта, а оружием стали пистолеты-пулеметы "Аграм-2000", пистолеты ТТ, автомат АКМ и даже гранаты.

3 ноября 1996 года, получив команду, Болотских и его сообщник Геннадий Зангелиди подъехали на велосипедах к зданию аэропорта Донецка, покинули транспорт возле терминала и взяли оружие из автомобиля подельника. Затем, переодетые в форму техперсонала, подошли к самолету ЯК-40 UR-87961, только что прибывшему из Москвы. У борта стоял тот самый бронированный автомобиль Щербаня, в который грузили вещи. 

Когда супруги Щербани спускались по трапу, Болотских, имитируя движение к самолету, достал пистолет и произвел выстрелы в упор в чету Щербаней. Его сообщник Зангелиди в это время открыл хаотичный огонь по экипажу и работникам аэропорта, убив еще трех человек. Согласно материалам дела, после нападения киллеры покинули место преступления на автомобиле, подъехавшем прямо к самолету. Следствие впоследствии установило исполнителей, но личности заказчиков и мотивы преступления так и остались неизвестными.

Бронированный автомобиль Щербаня заметили в Киеве

Как сообщал Информатор, в конце 2024 года в Киеве на Подоле сфотографировали настоящий раритет и еще одного свидетеля ужасного убийства - Chevrolet Caprice 1990 года, когда-то принадлежавшего Евгению Щербаню. Именно до этого бронированного автомобиля супруги Щербани должны были дойти после посадки в Донецком аэропорту 3 ноября 1996 года, но были расстреляны у самолета. Машина сохранилась практически в первоначальном виде, на ней по-прежнему стоят те же государственные номера 170-60 КВ, что и в день трагедии. При жизни бизнесмена Chevrolet Caprice считался символом статуса: авто привезли в Украину по его личному заказу, оно было бронировано и имело полноприводную комплектацию, аналогичную той, которую в США использовали для полиции.

После убийства политика автомобиль исчез из публичного пространства, его эпизодически видели в Донецке, а затем в Киеве, недалеко от правительственного квартала. Есть предположение, что Caprice мог перейти в пользование одному из сыновей Щербаня. В 2019 году этот же автомобиль выставляли на продажу в столице за 15 тысяч долларов, и даже демонстрировали на фестивале Old Car Land в Жулянах. Была ли машина продана – неизвестно, однако на фото, сделанных в декабре 2024-го, она снова появилась на киевских улицах, все еще на тех же номерах.

Также Информатор рассказывал, что во "дворике с воронами" на ул. Рейтарской в ​​Киеве, сфотографировали уникальное авто. Речь идет о GMC 1000 Wideside Pickup Truck, выпускавшемся в США с 1960 по 1966 годы. Такая находка является редкостью даже для Соединенных Штатов, впрочем, с какой целью раритет привезли в Киев, пока неизвестно.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать