Столичные ритейлеры инвестируют в цифровые технологии, безбарьерность, социальные проекты и пытаются удовлетворить потребность посетителей в уникальных впечатлениях
Ассоциация ритейлеров Украины подвела итоги работы торгово-развлекательных центров в 2024 году, отражающие направления для инвестиций ТРЦ и изменения в поведении посетителей. Они свидетельствуют, что ритейлеры хотят и могут адаптироваться к работе в непростых современных условиях, но нужно экспериментировать, вкладывать средства в акутальные проекты и прислушиваться к запросам киевлян. А потребительские тренды показывают, что посетителям нужны впечатляющие события и фокусировка на развлечениях для детей.
Об этом говорится в аналитическом исследовании Ассоциации ритейлеров Украины, опубликованном на ее официальном сайте. И вот как ТРЦ Киева адаптировались к вызовам времени в 2024 году.
Из-за атак врага на энергетическую инфраструктуру Украины киевские ТРЦ продолжали инвестировать в энергетическую независимость. В результате, посещаемость торговых центров в 2024-м в столице возросла от 3 до 10%. Некоторые начали закупать импортную электроэнергию, как, например, ТРК Проспект. По словам директора по маркетингу Arricanо Инны Морозовой, по ТРЦ "РaйОN" и "Sky Mall" ожидают ответа от оператора городских электросетей относительно технической возможности работы по договору поставки импортной электроэнергии. А пока они были оборудованы дизель-генераторами и топливными емкостями.
Возможность закупки импортной электроэнергии при этом существует не для всех. Как отметила коммерческий директор Dragon Capital PM Наталья Кравец, небольшие ТРЦ в столице, принадлежащие компании, не имеют отдельной линии питания, сооружение которой стоит слишком дорого. Речь идет о Smart Plaza Obolon, Piramida, Aladdin и Караван Outlet. Впрочем, крупные ТРЦ вкладывают немалые средства в энергетическую независимость – в ТРЦ Respublika Park на это потратили более миллиона долларов.
К сожалению, из-за войны ТРЦ растет количество посетителей с инвалидностью, и это требует переформатирования пространства, начиная от парковочных мест и заканчивая инклюзивными туалетами. К примеру, столичный ТРК Проспект получил экспертную оценку соответствия стандартам инклюзивности, для этого был проведен текст-эксперимент.
«Мы пригласили в гости людей с ограниченными физическими возможностями: в колесном кресле, с протезом ноги и маму с детской коляской, и вместе прошли весь путь по возможным маршрутам передвижения посетителей, чтобы услышать замечания и идеи, как можно улучшить пребывание в торговом комплексе», – рассказала директор по маркетингу Arricanо Инна Морозова.
В ТРЦ Respublika Park, в частности, сосредоточили внимание на детях с ограниченными физическими возможностями. В парке развлечений Neopolis на постоянной основе устраивают мероприятия для малышей, о которых заботятся в различных благотворительных фондах и общественных организациях.
Как отмечают в аналитическом отчете, многие столичные ТРЦ инвестировали в модернизацию своих объектов, в том числе обновление фасадов, внутренних помещений и инженерных систем. Некоторые ТРЦ расширяли свои площади, добавляя новые торговые зоны, развлекательные комплексы и отдыха.
"Инвестировали в цифровые технологии, такие как системы управления зданиями, автоматизация процессов, внедрение инновационных решений для улучшения обслуживания клиентов. Например, как-то: системы "умного" паркинга и интерактивных информационных панелей. Были инвестиции в системы безопасности, в частности, видеонаблюдение, системы контроля доступа и пожарную безопасность”, - сообщает Ассоциация ритейлеров Украины.
Один из ярких примеров - присоединение ТРЦ к проекту "Создано защитниками", когда на полках гипермаркетов представлена продукция, произведенная украинскими ветеранами-предпринимателями или членами их семей. В Киеве к нему присоединились сеть Эпицентр и Ашан.
В ТРЦ Respublika Park открылась уникальная кофейня Tytanovi, созданная ветеранами войны и являющаяся частью масштабного реабилитационного проекта. Здесь посетителям предлагают не только качественные напитки, но и создают возможности социальной адаптации защитников Украины. Торговый центр сотрудничает с реабилитационным центром Tytanovi и финансирует проведение операций ветеранам со сложными ампутациями.
По мнению специалистов, главное изменение в потребительском тренде – это потребность не просто в развлечениях, а в получении незабываемых впечатлений. И поэтому ТРЦ пришлось очень стараться, чтобы придумывать каждый раз что-нибудь необычное.
«Те ТРЦ, которые смогли привлечь посетителей интересными нововведениями - развлечениями, инфраструктурой, интересными форматами новых арендаторов или реновациями действующих и маркетинговыми активностями, имели и растущий трафик на 20%», – отметил Андрей Лотоцкий, СЕО консалтинговой компании Retail&Development Advis Лотоцкий.
В ТРЦ Respublika Park пришли к выводу, что воздушные тревоги сформировали современный тренд – решить максимум дел в одном месте. А еще – посещать торговые центры не только по выходным, а и по будням. Беспрекословно растет фокус на детских развлечениях, которым родители уделяют все больше внимания. Поэтому детские парки на территориях ТРЦ в 2024 побили все рекорды по количеству посетителей. Огромным спросом стали пользоваться тематические фестивали, маркеты украинских производителей, программы для детей, направленные на любое обучение.
Как сообщал Информатор, Украинский совет торговых центров проанализировал SMM-активность украинских ТРЦ в 2024 году. Среди киевских торговых центров есть те, чья популярность остается непоколебимой, а есть и чемпионы, которых в прошлом году вообще не было в рейтинге, а сейчас они занимают достаточно высокие позиции. Относительно общей картины, в ТОП-20 самых популярных Facebook-аккаунтов попали 11 киевских ТРЦ, в двадцатку в Instagram - 8.
Также мы писали о том, что посещаемость киевских ТРЦ возросла из-за отключения света в столице. Жители столицы начали посещать торговые центры даже больше, чем в пандемию, не говоря уже о полномасштабном вторжении РФ. В свою очередь, объявления о воздушной тревоге оказывают сокрушительное влияние на развлекательную часть ТРЦ – так, кинотеатры и детские игровые площадки пустеют с сообщениями об атаке, а после отбоя их посетители уже не возвращаются.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.