В Буче, Ирпене, Белогородке и десятках других общин появляются новые жилищные комплексы, спрос на которые стабильно растет, но развитие этих территорий часто происходит почти без внимания государства или местных властей.
Пригороды Киева переживают настоящий строительный бум. На месте бывших сел и полей вырастают новые жилые массивы, некоторые из которых по размаху больше напоминают настоящие города, чем просто коттеджные поселения. Частные застройки появляются быстрее, чем инфраструктура, которая должна их обслуживать, а процесс развития этих территорий происходит фактически без системного контроля.
И хотя спрос на жизнь за городом остается высоким, проблемы, накапливающиеся из-за неконтролируемой застройки, уже сегодня становятся ощутимы как для жителей области, так и для самих киевлян. Об этом говорится в исследовании "Хмарочоса", которое проанализировало риски, которые несет это явление, и решения для предотвращения негативных последствий от него. Плюсы и минусы развития "частных городов" изучали на примере разных проектов, реализуемых под Киевом.
Одним из примеров является коттеджный городок Villaggo под Белогородкой. На площади в 20 гектаров здесь уже построено более 200 коттеджей разной планировки, где проживает около 150 семей. Поселок привлекает тишиной и природой, но фактически не имеет собственной инфраструктуры - жители вынуждены ездить в Белогородку в школы, садики, больницы и магазины. Прямого общественного транспорта поблизости нет, а без автомобиля передвижение становится проблемой даже для решения базовых бытовых вопросов.
Другой проект, O.Krasa на южной окраине Ирпеня, амбициознее по масштабам. Здесь планируют построить около 600 домов для 2000 семей. Помимо жилья девелопер обещает создать полноценную инфраструктуру: школу, детский сад, медицинский центр, бизнес-квартал, концерт-холл, набережную протяженностью 4,5 км. Все пространство города будет спроектировано так, чтобы все необходимые сервисы были доступны пешком за 15 минут. Однако вся инфраструктура остается частной, а ее завершение требует еще несколько лет.
Самый масштабный пример – Vlasne Misto неподалеку от Дмитровки Бучанского района. Здесь планируется создание кластерного города на 47 тысяч человек. Проект рассчитан на 16 лет строительства и включает в себя полный цикл автономной жизни: 18 детских садов, четыре школы, два лицея, университет, бизнес-центр на 8 тысяч рабочих мест, медицинский городок, центральный парк на 31 гектар, пляжный клуб, спортивные комплексы, собственную энергетическую систему и вертикальную теплицу на 42 метра. Vlasne Misto стремится стать самодостаточным, однако официального статуса города нет и оно остается формально частью нескольких сел Дмитриевской общины.
Отсутствие комплексного контроля рождает ряд системных проблем. В первую очередь, новые города юридически не признаются отдельными населенными пунктами. Ведь в украинском законодательстве нет такого термина как "коттеджный городок".
"Коттеджные городки" могут существовать только как жилая застройка либо в пределах населенного пункта (в виде кварталов усадебной застройки), либо как садовые общества за пределами населенного пункта (предназначены для временного пребывания)", - отметил в комментарии для "Небоскреба" заместитель директора Департамента градостроительства и архитектуры КОГА Олег Стародубец.
Кроме того, управление территорией здесь осуществляют частные управляющие компании, поменять которые жители не могут. Отсутствие выборного органа самоуправления означает, что тысячи людей лишены возможности влиять на решения по благоустройству, развитию инфраструктуры и даже решению бытовых вопросов. По словам архитектора Олега Гречуха, контроль в этих коттеджных городках всегда остается за управляющей компанией, которая по своему усмотрению может устанавливать определенные правила, штрафовать, принимать решения в конфликтных ситуациях.
Другой большой проблемой является нехватка социальной инфраструктуры. Школы, садики, больницы либо обещаются в перспективе, либо являются частными и дорогими. Зато уже существующие заведения в окружающих общинах часто переполнены. Поэтому магазины, больницы, детские сады и школы жители должны искать либо в Киеве, либо в окрестных "официальных" населенных пунктах. А за неимением муниципального транспорта и больших расстояний большинство семей не имеют альтернативы собственному авто.
И это влечет еще одну проблему – транспортную. Без автомобиля жители многих коттеджных городков оказываются практически изолированными: общественный транспорт либо вообще отсутствует, либо нерегулярно курсирует. С другой стороны, каждое утро тысячи машин устремляются в сторону Киева, создавая километровые пробки на въездах в столицу. Хотя проблема не только в частном транспорте, но и в пригородных маршрутках.
"Транспортные проблемы пригородов создают неудобства и для транспортной системы Киева. Например, пригородный транспорт, по правилам, должен довозить пассажиров до ближайшей станции скоростного транспорта, обычно это станция метро, и там высаживать. То есть дальше люди должны пересаживаться уже на городской транспорт и именно на нем передвигаться по Киеву. Однако пригородные маршрутки так не делают, а продолжают ехать по городу, оезжая чуть ли не в центр. Таким образом, они забирают пассажиров у киевского транспорта, как частного, так и коммунального, вызывают дополнительные скопления людей на остановках, влияют на загруженность дорог и т.д.”, - отмечает транспортный планировщик и руководитель компании "ПроМобильность" Дмитрий Беспалов.
Еще одним следствием такой застройки стало расслоение пространства. Многие коттеджные городки строятся как закрытые поселения, окруженные заборами и охраной. Жители таких комплексов беспрепятственно пользуются школами, больницами и дорогами окружающих общин, но остаются недоступными для соседей. Это рождает не только отчуждение, но и неравенство в доступе к общей инфраструктуре.
Как поправить ситуацию? Прежде всего, новые города должны становиться интегрированной частью существующих общин. Не анклавами за забором, а полноценными участниками местного самоуправления. Параллельно застройщикам следует нести ответственность за создание автономной инфраструктуры: школ, больниц, центров занятости. Иначе пригороды будут превращаться в сплошные спальные районы без жизни.
В стратегической перспективе Киев и область должны объединить свои усилия посредством создание официальной Киевской агломерации. Без совместного планирования транспортной, социальной и жилищной политики стремительное разрастание пригородов рискует стать угрозой для всего региона. Киев уже сегодня ощущает последствия этой неконтролируемой волны: пробки, переполненные школы и амбулатории, перегрузка инфраструктуры.
Впрочем, даже коммуникации между столицей и областью пока не хватает. По словам начальника Управления транспортной инфраструктуры КО "Киевгенплан" Алексея Шаповалова, строительство инфраструктуры за пределами столицы - зона ответственности не киевской власти, а местного самоуправления, и именно оно должно контролировать застройку пригородов. А именно она должна строить социальную и транспортную инфраструктуру.
"Это ненормально, когда под Киевом все школы и садики переполнены, поэтому приходится ежедневно возить детей в столицу. Местным властям стоит больше за этим следить. Понятно, что на 300 домов возводить новую школу для местного самоуправления - не вариант. Тогда следует разрабатывать более глобальный подход, чтобы вместе с населенными пунктами. можно создавать привлекательные условия для застройщиков, чтобы поощрять их обустраивать больше инфраструктуры и создавать новые рабочие места”, - отметил чиновник.
Впрочем, область даже не предупреждает Киев о масштабных проектах, которые впоследствии будут давать нагрузку и на столицу Хотя при этом она ожидает инициативы и предложения именно от столицы. И не только предложений, но и денег, ведь у общин часто не хватает средств для развития собственной инфраструктуры.
В целом, новые городки под Киевом могут быть шансом для развития, если их рост будет управляемым. Но если государство и громады не примут участия в этом процессе, через несколько лет столица может оказаться в кольце стихийных городов, проблемы которых придется разгребать всем вместе.
Информатор рассказывал, что в городе Васильков в Обуховском районе Киевской области появится большой микрорайон для внутренне перемещенных лиц из временно оккупированной Мариупольской общины. Это первый в Украине пилотный проект по обеспечению переселенцев качественным социальным жильем. Земельный участок под строительство уже выделен Васильковским городским советом, через два года здесь должны поселиться 700 семей мариупольцев. На территории 2,6 га будет построен микрорайон из 10 домов и социальной инфраструктуры. Получить здесь жилье смогут около трех тысяч вынужденных переселенцев.
Также недавно Информатор писал о том, что в Киевской области планируется построить современный завод по производству стекла. Согласно планам, там будут производить и сверхсовременное листовое стекло. Для реализации этого проекта меморандум о сотрудничестве подписали компания NovaSklo и UkraineInvest.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.