Почему в Киеве прямо из-под земли бьют гейзеры из воды: объяснение экспертов

Проблема заключается в перегрузке системы канализации и водоснабжения, а вместо того, чтобы перевести расходы на застройщиков, городские власти увеличивают тарифы для населения

Трубопроводы канализация гейзеры ремонты Киев Соломенский район Киевводоканал
Подобные "гейзеры" образуются в Киеве из-за устаревшей и перегруженной канализационной сети, а также ее засоренности, говорят специалисты

Утром во вторник, 18 июня, жители Соломенского района Киева наблюдали жуткое и захватывающее зрелище. Сначала по ул. Стадионной напротив Южного железнодорожного вокзала сорвало крышки канализационных люков, прямо на глазах у очевидцев образовались настоящие "гейзеры" из воды. Через час аналогичная авария системы произошла на ул. Донецкой в ​​нескольких километрах оттуда – правда, без драматических подробностей. При этом уже несколько дней в городе нет мощных ливней вроде прошедших на прошлой неделе, которые превратив столицу в восточноевропейскую Венецию. Информатор разобрался в том, из-за чего в Киеве бьют "гейзеры" и что не так с трубопроводом и глобально – канализацией.

"Поскольку плохо всегда, никто и не переживает"

Трубопроводы столицы перегружены и истощены. Что и показывают периодические прорывы системы во время испытаний, в том числе на Демеевской площади. Но, по словам специалистов, в случае с Соломенским районом речь идет скорее о канализационной сети. Именно она дает такой "гейзерный" эффект.

И действительно, в столице есть две канализации. Первая, главная, ведет от домов и промышленных объектов. Вторая - "сливная" - отводит дождевую воду, которая попадает в нее из ливнестоков. Обе имеют свои проблемы, обе – в крайне критическом состоянии, говорят эксперты по вопросам ЖКХ.

"Сливная канализация устарела и перегружена - на нее влияют хаотическая застройка и механическое разрушение. Скажем, на Дарнице во время ремонта дороги сливостоки просто закатали в асфальт - поэтому воде теперь просто  некуда деваться", - рассказывает Информатору специалист, глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.

Также по причинам упадка ливневой канализации Попенко называет отсутствие ее модернизации - банальное увеличение объемов, говорит он, дало бы возможность избежать ситуации с застревающими посреди водного плеса автомобилями на больших дорогах Киева. Есть проблема и с поддержанием уже существующих сетей.

"Я во многих странах наблюдал за тем, как коммунальщики чистят ливневую канализацию. Подъезжает специальная установка, снимается решетка сливостока, туда втыкают шланг и начинают чистить под давлением. У нас это делают только когда уже совсем плохо – а поскольку плохо у нас всегда, то никто и не переживает", - иронизирует Попенко.

Гейзеры образовались из-за перегрузки

Но вероятнее всего, что в случае с Соломенкой авария произошла именно на "обычной" канализации. А у нее проблем несколько больше по сравнению со сливной: как объясняет Информатору Кристина Ненно, эксперт по вопросам ЖКХ и градостроительства, проблема для Киева комплексная и состоит из нескольких аспектов.

"Первый, самый главный - нагрузка (именно из-за нее и образовались эти "гейзеры"). Беда в том, что старые микрорайоны вроде тех, где произошла авария, строились вместе со своими сетями в 1970-е - 1980-е годы. Сегодня строят новые дома рядом со старыми микрорайонами: представьте, что около десяти пятиэтажек возводят 25-этажную новостройку на 1000 квартир. Она сразу же создает дисбаланс в системе", - объясняет Ненно.

Согласно градостроительным правилам, застройщик еще на этапе подготовительных работ подписывает обязательство о замене участков труб на более широкий диаметр. А также замену канализационных колен и колодцев, поэтому должны проложить всю новую инфраструктуру, чтобы не создать дополнительную нагрузку на существующие стоки. Но на самом деле нечистоплотные застройщики часто экономят на этом, делают незаконные "врезки" в существующие сети или вовсе оставляют дома без внешних сетей.

Устарелость и засорение сетей

"Вторая причина - устарелость. 50-60 лет назад канализацию строили, закладывая индивидуальный срок эксплуатации для каждой трубы в зависимости от того, где она заложена. Тогда брали в расчет и грунтовые воды, и вероятную нагрузку. Заменять трубы должны по этим документам - однако уже все сроки прошли, а работу не проводят", – говорит Кристина Ненно.

Среди виновников есть и чисто метеорологическое явление: тропические ливни в Киеве, не свойственные нашему климату. Так, 12 июня в КГГА сообщили, что в столице за полдня выпало более половины месячной нормы осадков (46 мм против нормы в 74 мм в месяц). Такого ливня город, говорят, не знал последние 30 лет.

В конце концов одними из главных виновников являются... сами киевляне. Вернее, их потребительские привычки. Оба эксперта утверждают, что канализационные сети следует беречь от попадания внутрь разнообразного мусора. И пока Олег Попенко размышляет о том, что малые и средние бизнесы сплошь и рядом выбрасывают кучками свой мусор прямо возле урн, так, что во время дождя его подхватывают потоки воды и несут к сливостокам, Кристина Ненно добавляет: у киевлян, похоже, нет понимания о том, что даже простая тряпка в унитазе рано или поздно создаст "затор".

"Люди недобросовестно относятся к бытовым отходам: эту культуру надо воспитывать. Если бы стоки не были настолько забиты, система лучше справлялась бы - а выбрасывают и тряпки, и футболки, и гигиенические средства. А теперь представьте, что это делает дом на 1000 квартир - конечно, трубы забиваются, а затем "гейзер" вырывает люки где-то в другом месте, потому что образовалась пробка, а воде физически нужен другой выход", - говорит Кристина Ненно.

Водоснабжение для киевлян подорожало на четверть, а самая большая авария произошла в январе

Напомним, Информатор писал о том, что с 1 мая Киевводоканал и Киевтеплоэнерго повышают для киевлян плату за абонентский сервис. Так, поставка горячей воды (без учета затрат на обслуживание и замену счетчиков) будет стоить 22,08 грн, то есть увеличится на 6,73 грн. Основной причиной повышения стоимости в КГГА называют рост прожиточного минимума и подорожание производственных материалов.

А самая большая авария на канализации случилась еще в январе 2024-го. Прорвало сети по ул. Жюля Верна на Борщаговке: водой залило автомобили и проезжую часть улицы, что при низкой температуре усложнило работу коммунальных служб - нечистоты просто замерзли бы, если бы их быстро не убрали.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube