Столицу Украины-Руси звали Самбатасом, а также Кенунгардом на древнескандинавский лад: эти древние имена Киева сохранились в исторических документах и сагах, доживших до XXI века
Со времен основания Киев примерил на себя несколько названий. Его звали "Самбатасом" - именно это загадочное слово употребил в трактате о тогдашней Руси византийский император Константин Багрянородный в 948 году. А еще столицу звали "Кенунгардом": так упоминали Киев в древнескандинавских сагах.
Об альтернативных названиях для столицы Украины-Руси рассказал известный украинский историк Александр Алферов. Он говорит, что главным документом, раскрывающим тайну названия Киева, является трактат византийского императора Константина Багрянородного, написанный примерно в 948 году. Он был предназначен для потомков правящей династии и содержит исчерпывающую информацию о Руси - Украине.
Константин Багрянородный пишет, что у Киева есть еще одно название, "Самбатас". Исследователи расходятся во мнениях относительно нее: одни считают слово хазарским, другие видят этимологию в скандинавских языках. Есть и "готская", и "балтийская" версии. Ни одна из них, говорит Алферов, не имеет исчерпывающих доказательств своего подтверждения.
Вторым названием Киева был "Кенунгард". Это уже стопроцентно древнескандинавское слово: название сохранилось в нескольких древних сагах, в частности, в саге об Эдмонде. У исследователей есть несколько толкований происхождения: первое – "Гартс" от термина "город - крепость". Второе - "Город лодок", потому что Киев имеет уникальное географическое положение, расположенный на пути "из варягов в греки". Также не исключено, что слово "Кенунгард" может быть искаженным древнерусским словом "Кенов" (т.е. - буквально - "город Кия").
Алферов говорит, что альтернативные названия Киева – это яркое свидетельство многослойности истории нашей страны, сложности межкультурных коммуникаций и богатства языковых традиций древнего мира. А каждое название – это своеобразное окно в прошлое, возможность взглянуть на наш город глазами разных народов и культур.
Напомним, еще летом 2024 Информатор писал о том, что Софийский собор в Киеве оказался более древним, чем раньше думали историки Хотя основателем древнейшего сооружения столицы был признан великий киевский князь Ярослав Мудрый, специалисты национального заповедника София Киевская доказали, что почтенный возраст собора почти на четверть века больше, чем считалось.
Также мы рассказывали о том, почему колокольню Киево-Печерской лавры, а также отдельные элементы декора, например люстру в Трапезной церкви украшают двуглавые орлы. Такие же элементы декора, которые киевляне отождествляют с наследием российской империи, содержатся в отделке Святой Софии. Мы рассказываем, с чем связаны эти элементы, и следует ли проводить деколонизацию христианских святынь Киева.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.