Миллиардный долг за электричество: как киевлян предупреждают перед отключениями

Жители столицы задолжали за потребленную электроэнергию впечатляющую сумму в 1,2 млрд грн, впрочем, без света остаются только те, кто упорно игнорирует любые методы информирования

YASNO долги за электроэнергию обесточивания
Компания-поставщик электроэнергии информирует клиента разными способами, и только при полном отсутствии реакции посылает заявку на отключение оператору системы распределения.

За последний год – с мая 2024 по май 2025 года киевляне накопили более 220 млн грн долгов за электроэнергию. Но обесточивание грозит только тем, кто делает вид, что он не видит, не слышит и знать не хочет о своей задолженности. То есть, "не подаешь признаков жизни" - будешь жить в темноте.

В целом, на начало мая 2025 года жители столицы задолжали 1,2 млрд грн, сообщила компания YASNO в ответ на запрос The Page. И это более чем на 220 млн грн больше, чем в этот же период 2024 года. Несмотря на впечатляющую сумму, энергетики отмечают: их целью является не отключение потребителей, а получение оплаты за предоставленные услуги. 

Поэтому, отметили в YASNO, прежде чем передавать заявки на отключение неплательщиков оператору системы распределения, их некоторое время "уговаривают". Хотя, если должник полностью игнорирует все попытки войти в диалог с компанией-поставщиком, возможно принудительное прекращение электроснабжения. И это вполне законно: мораторий на обесточивание злостных неплательщиков был упразднен еще 1 января 2024 года.

По словам генерального директора компании Сергея Коваленко, YASNO не принимает решений по собственному усмотрению. Порядок и процедура отключений определены Правилами розничного рынка электроэнергии. Компания-поставщик электроэнергии только информирует клиента всеми доступными способами, и только при полном отсутствии реакции посылает заявку на отключение оператору системы распределения. Что касается предупреждений, о наличии долга YASNO сообщает по нескольким каналам:

  • электронными или бумажными счетами;
  • сообщениями в Viber и SMS;
  • звонками через IVR-систему;
  • письменным уведомлением через "Укрпочту" - не позднее чем за 10 дней до даты планового отключения.

Собственно, письменное сообщение содержит конкретную информацию: основание для обесточивания, например задолженность, дату и время, с которого электроснабжение будет прекращено, а также сумму долга, период накопления и подпись ответственного лица. Сообщение направляется заказным письмом, и датой его получения считается либо дата личного вручения с подписью, либо третий день после доставки письма в почтовое отделение. Надо понимать, что письменное предупреждение – это последний шаг перед отключением, и если должник уплатит долг или заключит договор реструктуризации к указанной дате, электроснабжение не будет отключено.

Кроме того, существуют и другие основания для отключений, кроме долгов. Процедура определена Правилами розничного рынка электроэнергии, утвержденными НКРЭКУ. С предупреждением за 10 дней возможны обесточивание из-за:

  • проведения плановых работ, связанных с ремонтом оборудования и/или подключением электроустановок новых потребителей;
  • недопущения представителей электропоставщика к проверке счетчика на территории потребителя.

Без предупреждений свет могут отключить при самопроизвольном подключении или подключении к счетчику. Что касается должников, то в YASNO напоминают: оплатить долг можно через приложение, сайт, чатботы или в партнерских оффлайн-пунктах. Если уплатить сразу невозможно, клиентам предлагают заключить график погашения задолженности, и большинство отключений касаются именно тех, кто полностью игнорирует проблему.

В Yasno был введен новый сервис для упрощения жизни должников

Напомним, Информатор рассказывал, что Компания-поставщик электроэнергии YASNO не заинтересован в отключении потребителей и делает все возможное, чтобы свет в жилищах должников восстановился как можно скорее. Теперь клиенты YASNO, которых отключили за долги, могут подать заявку на восстановление электроснабжения онлайн. То есть, в энергоофис теперь можно не ходить вообще. После получения квитанции, подтверждающей оплату за восстановление света, поставщик направляет оператору системы распределения заявку на восстановление электроснабжения. С этого момента подключение должно состояться в течение 3 рабочих дней в Киеве и других городах области и 5 рабочих дней в сельской местности.

Также мы писали, что компания YASNO запустила новое мобильное приложение, которое доступно только жителям Киева и малому и среднему бизнесу со всей Украины. Он позволяет потребителям в любой момент получить доступ к функционалу Личного кабинета и решить большинство вопросов, связанных с электроснабжением. С помощью YASNO Mobile можно быстро передать показания, оплатить счет или просмотреть потребление за предыдущие месяцы.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать