В партии "УДАР Виталия Кличко" предложили внести изменения в законодательство, которые обеспечили бы функционирование органов местного самоуправления по истечении 5-летнего срока их полномочий; в то же время партийцы предлагают устранить дублирование властных полномочий мэров и военных администраций
Виталий Кличко переходит в информационную атаку. Его партия "УДАР Виталия Кличко" предложила внести изменения в законодательство, которые обеспечили бы функционирование органов местного самоуправления по истечении 5-летнего срока их полномочий. В то же время, партийцы предлагают устранить дублирование властных полномочий мэров (то есть местного самоуправления) и военных администраций (то есть "президентского" влияния на местах).
Информационное сообщение о партийном собрании, на котором прозвучали "предложения" от партийцев, выложено на сайте УДАРа. О том, что мероприятие не "проходное", свидетельствуют требования выдвигаемые соратниками Кличко: во-первых, местные выборы не проводились уже более 5 лет, и партийцы видят риск в перехвате власти военными администрациями. Следовательно, требуют зафиксировать непрерывность полномочий местных советов и глав общин вплоть до присяги новоизбранным составом и городским головой.
Во-вторых, обращают внимание на "реформу" властных полномочий в Киеве еще с 1990-х, превративших столицу в город с особым статусом, где городской голова является одновременно и руководителем администрации (как "областной", только в масштабах города, на эту должность назначает президент). Но в условиях войны оказалось, что административную должность и полномочия может занимать "военный" руководитель. Следовательно, в УДАРе хотят разграничить полномочия местного самоуправления и военных администраций, чтобы предотвратить их дублирование.
На мероприятии выступил, в частности, заместитель председателя исполкома, бывший и.о. мэра Чернигова (экс-секретарь горсовета) Александр Ломако. Именно он был отстранен от власти военной администрацией, о чем писал Информатор в декабре 2024 года. Он отметил, что местное самоуправление является фундаментом, на котором держится государство в военное время, поэтому его сохранение чрезвычайно важно.
"26 октября завершается пятилетний срок полномочий местных советов. Во время военного положения проводить выборы невозможно. Казалось бы, у нас есть уже прецедент с институтом президента и Верховной Рады, и с местным самоуправлением должно быть так же. Однако юридическая неопределенность может создать ряд проблем", - заметил Ломако, добавив, что УДАР подготовил проект закона, предотвращающий конфликт между местными властями и военными администрациями там, где они созданы.
Кроме того, в УДАРе заручились поддержкой профессиональных юристов: экс-замглавы ЦИК, а ныне эксперта Центра политико-правовых реформ Андрея Магеры и специалиста Института политического образования Александра Солонтая. Первый считает, что местное самоуправление имеет по Конституции функции, которые просто нельзя делегировать другим структурам.
"В статье 7 Конституции государство гарантирует, что никто не может посягать на самоуправление. И там ничего нет о военных администрациях... Бюджет и программы социально-экономического развития утверждаются советами территориальных общин, и исключений нет", - отметил Андрей Магера.
Солонтай, в свою очередь, призвал более четко прописать законодательное обоснование для создания военных администраций в населенных пунктах или общинах. Он отметил, что у власти "всегда будет возникать соблазн" воспользоваться ситуацией в рамках политического процесса – а такие органы являются мощным инструментом. Проиллюстрировать этот процесс прямо в Киеве взялся сопредседатель фракции УДАР в Киевсовете Дмитрий Белоцерковец.
"После начала вторжения в Киеве была создана военная администрация, которую сначала возглавил городской голова. В марте вышел указ президента о назначении главой КМВА военного. А впоследствии военную администрацию возглавил гражданский, который начал заниматься не безопасностью, а делами местного самоуправления", - подчеркнул Белоцерковец.
Добавим, что информационный посыл со стороны Виталия Кличко проходит на фоне усиления политической борьбы за полномочия в Киеве. Так, в начале марта Киевсовет "под руководством" Виталия Кличко перераспределил полномочия, существенно сократив их для главы КМВА Тимура Ткаченко. Все, что касается КГГА, как органа исполнительной власти для Киевсовета, зафиксировано именно за городским головой, который должен скреплять распоряжение депутатов своей подписью. Кличко также зафиксировал свое влияние на районные администрации в Киеве.
Но ровно через месяц, в начале апреля, Тимур Ткаченко обжаловал такое расширение Кличко своих полномочий в суде. В итоге решение Киевсовета было приостановлено в судебном порядке, на период, пока судьи будут изучать его законность. В итоге счет "на табло" зафиксировался как "1:1" - ни Виталий Кличко, ни Тимур Ткаченко не могут сказать о победе в перетягивании на себя полномочий по "оперативному управлению" городом.
Напомним, в апреле 2025-го глава КМВА также жаловался, что вся машина администрации Кличко в Киеве нацелена на борьбу с ним. Это заявление он сделал после того, как Киевсовет расширил полномочия городского головы, Виталия Кличко. Кроме того, Ткаченко отметил, что его собственные распоряжения в КГГА игнорируют – хотя он сам и имеет полномочия ставить задачи и требовать от подчиненных своевременного исполнения.
А основательный анализ полномочий и "перетягивание каната" в Киеве мы делали в самом начале марта в статье "Два медведя в берлоге". Тогда же мы рассказали, кто-то из двух чиновников главнее в Киеве, и как долго может, в теории, продолжаться политический клинч между Ткаченко и Кличко.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.