Более половины всех зафиксированных в Украине случаев неправомерной стоянки на специально отведенных местах приходится на столицу, и это связано не только с количеством автомобилей
Места для людей с инвалидностью в Киеве занимают те, кому они не предназначены. И попытки КМВА бороться с нарушителями не помешали столице возглавить сомнительный рейтинг украинских городов, где автомобили паркуются, не обращая внимания на специальные знаки и отметки. Впрочем, водители считают, что виноваты в этом не только они, а несовершенство правил и перегибы на местах в вопросе безбарьерности.
С начала 2025 года в Украине полиция зафиксировала 6247 нарушений парковки на местах для людей с инвалидностью. По информации Патрульной полиции Киева, из них более 3 600 случаев приходится на Киев – и это более половины общего показателя. Патрульные отмечают: такие места имеют соответствующие знаки и разметку, а за их самовольные занятия предусмотрен штраф от 1020 до 1700 грн.
Чтобы усилить контроль, в марте Киевская городская военная администрация объявила о начале систематических проверок. Как сообщал глава КМВА Тимур Ткаченко, патрульная полиция вместе с городскими властями осуществляет профилактическую работу и реагирует на нарушения. Но, судя по результатам по состоянию на конец июня, обеспечить равный доступ к инфраструктуре для всех жителей, в частности маломобильных, в Киеве не очень удается.
Конечно, одна из причин, почему Киев стал антилидером, – большое количество автомобилей и ограниченное количество паркомест. Впрочем, некоторые водители откровенно заявляют, что считают действующую норму несправедливой: мол, на паркингах возле супермаркетов по несколько специальных мест обычно стоят свободными, в то время как другие места заняты до отказа, и их не хватает. По закону, мест для парковки лиц с инвалидностью должно быть по меньшей мере одно или 10%, но иногда в Киеве эти требования слишком "перевыполняются", и специальные места составляют 20% от общего количества.
Водители отмечают, что требования к инклюзивности, которая стала трендом, порой не учитывают всех остальных. Кроме того, далеко не все люди с инвалидностью, к сожалению, имеют возможность приобрести автомобиль. Как результат – незанятые "специальные" места на парковках, на которые время от времени кто-то обязательно становится, нарушая правила.
Правительство пытается ответить на проблему законодательно. Кабинет Министров одобрил законопроект, предусматривающий повышение штрафа до 5100 гривен, введение обязательного знака "Водитель с инвалидностью" и QR-кода на авто, а также предоставление права муниципальным инспекторам штрафовать и эвакуировать авто. При этом предполагается отменить полномочия полиции по наложению штрафов за эти нарушения.
Такую идею критикует общественная организация "Пассажиры Киева". В сообщении в официальном Telegram-канале они отмечают, что в случае окончательного принятия изменений нарушители смогут избегать ответственности, даже если на месте будет присутствовать полиция. Организация настаивает: полномочия по штрафованию и эвакуации авто должны быть задублированы - и у полиции, и у муниципальных инспекторов.
Такой подход уже давно применяется в других случаях нарушений ПДД и доказал свою эффективность. Инспекторы должны работать сосредоточенно в зонах массовых нарушений, а полиция реагировать оперативно во время патрулирования или по вызову.
Кроме того, "Пассажиры Киева" обращают внимание на несовершенство системы: специальные места могут использовать лица с инвалидностью, независимо от характера нарушения здоровья. Речь идет, например, о людях с нарушением слуха. Но в то же время этим правом не могут воспользоваться травмированные граждане, временно передвигающиеся на колесных креслах или костылях и при этом не имеющие соответствующего статуса, то есть инвалидности. Это создает парадоксы в применении правил и, по мнению организации, требует отдельного урегулирования.
Напомним, на днях Информатор писал о том, что в спальных районах Киева с улиц и парковок возле домов начали убирать старые автомобили, стоящие без движения уже долгое время, или уже откровенный металлолом. Организовали их вывоз на бесплатные площадки путем принятия решения Совета обороны Киева. Забрать же транспорт, который нужен его владельцам, говорят, можно в любое время.
Немного погодя мы сообщали, что владельцев заброшенных автомобилей, которые собираются эвакуировать с дорог и внутриквартальных проездов, предупреждают о вывозе. объяснении разъясняется, что именно подразумевают под "брошенными" машинами - но далеко не все автомобили, чьи владельцы получили предупреждение, подпадают под критерии.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.