Исповедь машиниста киевского метро: повестки получила уже треть коллег, а вагоны - хлам и ломаются прямо во время движения

Читати українською

Информатор пообщался с машинистом, работающим на "зеленой" линии метро в Киеве о подлинных основаниях сокращения количества поездов и увеличения интервалов, причины отсутствия бронирования сотрудников и состоянии подвижного состава столичной подземки

Читати українською
Мобилизация машинистов графики движения метро КП "Киевский метрополитен" пассажиры
Поезда, выходящие на линии, все чаще ощущают на себе нехватку внимания со стороны техников. Фото: газета "День"

Информатор пообщался с машинистом, работающим на "зеленой" линии метро в Киеве о подлинных основаниях сокращения количества поездов и увеличения интервалов, причины отсутствия бронирования сотрудников и состоянии подвижного состава столичной подземки

После официального заявления КП "Киевский метрополитен" об изменении в графиках движения поездов подземки уже с понедельника, 3 июня стало понятно, что в метро идут большие изменения. В пиковые часы интервал движения поездов увеличат с 2,1-2,5 минут вплоть до 3-4 мин., в обычные часы – до 6,5 минут. О том, как это отразится на пассажирах и самом метро, ​​Информатор пообщался с Юрием, одним из машинистов столичной подземки. Также он рассказал об истинных причинах такого шага - отсутствии бронирования работников, и об ужасном техническом состоянии поездов.

Сразу отметим: Юрий – не настоящее имя нашего собеседника. Он попросил об анонимности, поскольку две недели назад его коллега по имени Сергей выступил с видеообращением, где рассказал о проблемах с бронированием машинистов "Он вроде бы ничего такого и не сказал - выступил, как есть, мы и сами об этом между собой говорим. А уже сегодня его вызывают "на коврик", и угрожают", - объяснил нам Юрий. Коллектив, добавляет, договорился своего коллегу "не сдавать", но лучше лишний раз не рисковать. Юрию это позволило говорить более откровенно, а нам – получить ответы на те вопросы, которые вызывают нервную реакцию у официальных спикеров подземки.

"У нас на "зеленой" линии 150 машинистов, и пришло 42 повестки"

- Юрий, объясните, когда именно начинаются новые графики движения поездов, и чего нам ждать?

– Все изменится уже утром в понедельник (3 июня – ред.) Ситуация будет тяжелее: сейчас интервал движения 2,5 минуты, будет – 3-4 минуты. Это существенно.

– на ст.м. "Позняки" утром и без того очередь, и пассажир садится во второй или третий поезд - насколько хуже станет, очереди будут начинаться еще снаружи?

- Посмотрим, не знаю этого... Все покажет завтрашний день, у меня как раз ночная смена (то есть машинист будет работать до позднего часа в воскресенье и рано утром - в понедельник - ред.)

- Действительно ли настоящей причиной является мобилизация машинистов, слесарей и технического персонала, который должен ухаживать за подвижным составом?

– Это больной вопрос. У нас на "зеленой" линии работает около 150 машинистов, и им пришло 42 повестки. Это увеличит нагрузку на тех, кто останется – а значит, уволятся пенсионеры, кто еще работает на поездах. В возрасте до 35 лет у нас вообще не бронируют: мне, к примеру, 33 года, имею стаж работы 7 лет – и брони нет! А двоюродный брат работает на "Укрзалізниця" помощником машиниста, и имеет такой же возраст, как я, но они постоянно забронированы. Странно: стратегическими являются оба предприятия, но "УЗ" почему-то "более стратегическое".

- Какая логика в этом, и кто виноват в том, что нет бронирования?

- Или "мутит" именно метрополитен, или город, - не знаю. Но ситуация такова, что, если одному машинисту 33 года, другому 40, то у одного будет бронь, у другого нет. Почему – неизвестно: об этом нигде нет упоминаний в законах. Вероятно, проблема в том, что в свое время еще военкоматы снимали мужчин с учета в 40 или 45 лет, а раз они уже сняты - то и бронь на них нельзя оформить. Следовательно, если тебе больше 35 лет и ты на учете, - будешь иметь бронь, другим - нельзя. Вот и имеем повестки. И это при том, что очень многие машинисты пошли воевать еще в начале войны. Среди нас было немало "АТОшников", только по нашей линии воюет около 25 машинистов. И, кстати, все живы!

– А что вам соответствуют ваши кадровики или руководство?

– Ничего не знают. Приходит бумажка из управы – и все! Представьте, что у начальника депо есть несколько заместителей: по ремонту, эксплуатации (то есть, главный над машинистами), и еще главный инженер.

“Так вот: нашему заместителю начальника депо, потому что главный над машинистами тоже пришла повестка, потому что оказалось, что не забронирован. Даже инструкторам приходят повестки!”

– Тем, кто должен готовить следующих машинистов?

- Именно так! Разрывают "цепочку" преемственности - а нас, машинистов, на весь Киев, если взять всех включительно с маневровыми, воюющими - максимум 700 человек. Сейчас нас, ездящих по линиям, не больше 500. И новых набрать не могут!

"У нас висит объявление: приводите друзей, знакомых, любого"

– Машинисты, насколько мне известно, должны довольно часто проходить медосмотры: если есть проблемы, скажем, с давлением – могут и комиссовать. Итак, имеют неплохое здоровье, и, соответственно, ВЛК проходят быстро?

– Не все. Я, к примеру, год назад проходил ВЛК, и неудачно: "ограниченно годный". Потому что у меня больное колено и не могу много ходить, да, в метро еще способен работать, а на поле боя - не гожусь. Хотели меня забрать в роту охраны там же, при ТЦК, но я им сказал – какая охрана, я же машинист метро. Сказали идти домой, и сейчас уже не вызывают.

– А в чем сложность с набором новых кадров на должность машиниста? Объявление об этом...

- ...а набрать - не могут, да. Это когда-то нельзя было устроиться к нам на работу. Сейчас у нас (в депо – ред.) висит объявление: кто имеет друзей, знакомых, которые бы согласились работать – пусть приходят! Хоть кто-нибудь, хоть кто угодно, чтобы пришел, и хоть что-то понимал. Учиться – год. Конкретно я с момента прихода в метрополитен и до момента, пока поехал сам, прошел 11 месяцев.

- Техническое образование или подготовка обязательны?

- Желательны, но необязательны: по нашей инструкции, достаточно иметь 11 классов образования.

– Отсутствие бронирования влияет на то, что люди не идут?

- непосредственно. Ведь когда они приходят на работу, устраиваться нужно также через ТЦК. И я именно так в свое время приходил на работу: сначала в "военкомат", берешь приписное, становишься на учет (а у нас даже при метрополитене на Дарнице есть "военный кабинет"). И получается, что человек обращается к нам, понимает, что ему нужно становиться на учет – а ведь он не забронирован! – и будет повестка.

- Тогда он говорит: "спасибо за внимание, пойду где-нибудь еще поработаю"?

– Так и есть. Народ не хочет "светиться". Это в частном секторе можно устроиться, чтобы никто не увидел тебя. У нас – наоборот. И когда приходит молодой 25-летний мужчина, его не забронируют в любом случае - и он "на виду", ему в любой момент через отдел кадров может прийти повестка, а не пойти воевать он не сможет. Следовательно, к нам никто и не идет! Плюс зарплата – мягко говоря, не погуляешь...

- Видел большой интерес к работе в метро со стороны женщин, и пишут, будто где-то в депо на Дарнице уже учится одна дама. А у них есть перспективы?

– За Дарницу не слышал, но машинисток у нас нет совсем и, насколько знаю, желающих тоже нет.

– А если придут – их примут на работу?

- интересный вопрос. Я вот жене говорю – давай, я тебя устрою. Отмахивается: видит меня после смены. Дело в том, что всю работу женщина не сделает. Если бы было так просто – сел и едешь! А есть и тяжелая работа. К примеру, у нас есть такое понятие, как "сделать латку": когда подвижный состав ломается прямо на линии, ты должен его ремонтировать. Понимать в кранах, резервуарах, еще есть гидравлика, электричество, схемы, и где-то полезть на колею спуститься, и "закоротки" поставить. Женщина этого не сделает.

– То есть, если прямо в момент движения происходит внештатная ситуация, машинист докладывает о проблеме – и сразу ее устраняет?

- Должен "сделать латку", и никто тебе не поможет. В крайнем случае приедет еще один машинист, двигающийся прямо за тобой, станет сзади в тоннеле. Это тоже под вопросом, и не все так просто – ведь надо спускаться на колею, открывать краны, работать ключом, "закоротки" на колею ставить. А оно – знаете же, как, – техника… работает не идеально. Какую-то дверцу и подергать надо, и ударить по ней. По-моему, женщина не справится. Тем более, у нас мужской коллектив, и есть понятие "ночных смен", когда мы на работе допоздна, последними поездами, а потом – утром первыми едем. Движение у нас начинается с 05:30 условно, а тебе нужно еще на линию выехать, включить подвижной состав. Для этого у нас есть комнаты отдыха. Разумеется, у каждого отдельная, и нам стелят там – но будет тяжело, поверьте. Ну – есть разные женщины, может, кто и справится. Моя жена точно не справится!

- Мобилизуют не самих машинистов, но и слесарей, техников, работающих с подвижным составом. Говорят, что будут закрывать часть депо на ст.м. "Лесная".

– Там не депо, а ПТО, "Пункт технического обслуживания". Это место, где ночуют подвижные составы, и там была бригада слесарей. Да, их сокращают - и график именно из-за этого "двигают", ведь поездов на линии станет меньше. Со слесарями это проблема: у них зарплата очень маленькая. Это машинистам "впритык" еще как-то можно протащить. А слесари... Если еще и семью имеют - знаете, как говорится, "не весь собранный". Прожить невозможно.

"Поезд сломался прямо на линии: бежал по заполненным вагонам, стягивал двери силой"

– Расскажите о состоянии самого подвижного состава – есть ли большие проблемы, чем до полномасштабной войны?

– Безусловно, стало гораздо хуже. Да и до войны было плохо – подвижной состав старый, и у слесарей такое себе отношение к вагонам.

- Как пассажир, скажу, что на "красной" линии я вижу те же вагоны, которые были, когда я пошел в среднюю школу.

– Так и есть. Поддерживать их все труднее. Ведь и запчасти негде брать – подвижной состав из России, у нас их не производят. Следовательно, есть потребность в "донорстве". Видите ли, нам поляки дали свои составы, у себя они их списали, а нам – отдали "на запчасти". А наши посмотрели: то, что они сюда дали, лучше того, что у нас есть! Их вагоны немного "подлампичили", адаптировали к нашей линии – и они ездят. Веселенькие, красненькие.

– Но я не слышал до сих пор о том, чтобы где-то поезда стояли по 20-30 минут. Значит ли это, что больших аварий нет?

– В смысле, нет? – Есть, и постоянно. И у меня в том числе пару недель назад такое случилось. У нас есть новейший состав, т.н. "Корюковский состав", это тот, что с острой "мордой", он такой один.

“И у меня он сломался прямо на линии. Я с пассажирами отправлялся со ст. "Кловская", и у меня пропал контроль двери”.

– Как это?

- В этом составе проблема с дверью – сама система задумана хорошо, но она слишком сложна и ненадежна. И у меня прямо на ходу открылась дверь, представляете?! Я застрял в час пик, в 17 часов. Отправился со станции с правого берега на левый, это у нас "1 путь" называется, и уже в тоннеле заметил проблему. Дело в том, что на каждой двери есть блокировка, и когда каждая из них заперлась, система об этом сигнализирует соответствующей лампочкой на панели, она и называется "контролем двери". Только тогда я могу уехать. И вот – я увидел, что все в порядке, поехал, и вдруг контроль исчез! Какая-то дверь сломалась. Я об этом вообще услышал впервые. И мне пришлось бежать в 4-й вагон по заполненным вагонам, стягивать дверь силой. Вот и ответ, почему бы женщина не справилась бы – вручную стянуть их надо мощно, еще и хорошенько ими ударить. И – быстренько пробежать! Представьте, 17-18 часов вечера, час пик, становится один состав – а значит, стала вся линия! Так и работаем.

– Вы вспомнили, что у машинистов небольшая зарплата. Расскажите, из чего он состоит и сколько получаете?

– Ситуация здесь позорная: у нас с началом войны забрали премию, она составляла где-то 20% от зарплаты. Это была стабильная выплата, которую иногда могли "по залету" забрать, или выплатить 15%. За время войны эти 20% нам если бы вернули, но уже не премиями, а заложили в тариф – и поначалу вроде бы даже стали больше получать. Но на выходе это маленькие средства. Я получаю до 30 тысяч – и это с выслугой лет (7 лет стажа) – плюс 10%, ІІІ класс – плюс еще 5%. В теории, я мог бы сдать на II класс, тогда прибавилось бы еще 5% оклада, еще пару тысяч до зарплаты. А молодой специалист, который только что сел в поезд, получит на руки около 25 тысяч.

- Выходит, еще один аргумент, чтобы не идти работать машинистом?

– Вот люди смотрят, что за все свои риски они получат 25-30 тысяч. А мой кум работает в обычной "пивнушке", пиво наливает из кегов. Имеет 35 тысяч в месяц – как так?! На рынке народ больше зарабатывает, когда яблоки продает, чем мы, работая со сложными механизмами, еще и проходя длительное и тяжелое обучение. Я уже планирую увольняться. Может, и туда... на базар.

На двух линиях подземки снимают сразу 8 поездов и закрывают пункт техобслуживания.

Напомним, недавно Информатор сообщал, что в киевском метро вынуждены уменьшать количество поездов на линиях из-за мобилизации их работников и отсутствия бронирования. На одной только "зеленой" линии метро с 1 июня снимут одно из 8 поездов (или четыре пары), и вместо 22 пар будут ездить только 18. Также критическая ситуация с депо: вероятно, с начала лета будет закрыт пункт технического обслуживания (ПТО) на ст.м. "Лесная". Это также уменьшит количество поездов на линии на 8 поездов.

Также мы рассказывали о том, что еще в среду, 29 мая 2024 года, должен был пройти аукцион по выбору компании, которая достроит метро на ж/м Виноградарь в Киеве. Но с этим придется подождать. Один из участников конкурса обратился с жалобой на условия торгов в Антимонопольный комитет. Заседание было назначено на 4 июня этого года. Потому пока нет выводов комитета, проведение тендера приостановили.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.