Информатор обнаружил множество объявлений на бесплатных онлайн-площадках по перевозке пассажиров и за границу, и в пределах Украины
Украинцы никогда так активно не пользовались автобусными перевозками как во время полномасштабной войны: по информации Министерства восстановления, пассажиропоток за границу в 2023 году в семь раз превысил статистику 2021-го. Однако рост количества автобусов и маршрутов не повлиял на качество скорее наоборот, поэтому для повышения безопасности и комфорта Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины весной запустило реформу пассажирских автобусных перевозок. Она должна обеспечить качественный сервис для пассажиров и благоприятные условия для работы легального бизнеса. Но пока мало что изменилось, и уже подходящий конец летний сезон путешествий доказывает: "серые" перевозки растут в геометрической прогрессии. При этом пассажиры терпеливо едут, потому что ехать надо, а нелегальные перевозчики не занимаются вопросами ни наличия необходимых документов, ни прохождения техобслуживания машин, ни соблюдения режима труда и отдыха водителей.
Информатор нашел немало объявлений от нелегальных перевозчиков в Интернете – как на профильных онлайн-площадках, так и просто в соцсетях. В Киеве они готовы забрать пассажиров в любом районе, конечно, обещают комфорт и машины любой вместимости. Самые популярные направления – Румыния, Болгария, Германия, Молдова и даже "шоппинг - туры" до рынка 7 километр в Одессе.
Конечно, специалисты Укртрансбезопасности регулярно проводят рейды по выявлению "серых" перевозчиков. Так, на днях инспекторы отдела государственного надзора в Киеве во время проведения проверки остановили пассажирский автобус VAN HOOL, совершавший международный регулярный рейс по маршруту «Киев — Бургас». Оказалось, что у водителя нет не только схемы маршрута, но и разрешений от Румынии и Болгарии.
“За данное нарушение инспекторы Укртрансбезопасности составили акт на перевозчика по ч.1 ст. 60 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», предусматривающий штрафную санкцию в размере 34 000 грн”, - сообщает Укртрансбезопасность в своем Telegram-канале.
Но что такое 34 тысячи, когда средняя цена билета – 2,5 тыс. грн, а в автобусе до 40 пассажиров? "Непредсказуемые расходы" окупаются почти мгновенно. К тому же государство не получает налогов, а пассажирам никто не гарантирует, что доедут они целыми и невредимыми.
Кстати, часто такие перевозки представляют угрозу и жизни водителей, которые в погоне за прибылью не успевают отдыхать между рейсами. По сообщению Укртрансбезопасности, во время последнего рейда инспекторы остановили автобус MERCEDES-BENZ, под видом нерегулярных пассажирских перевозок осуществлявший регулярные перевозки по маршруту «Киев — Кишинев». У водителя не было соответствующего разрешения Республики Молдова, однако было наглядное нарушение режима труда и отдыха. И перечень нарушений, выявляемых в ходе таких проверок, необъятен: здесь и отсутствие договоров с заказчиком транспортных услуг, и документов об оплате транспортных услуг, и схемы маршрута, и расписания движения, и таблицы стоимости проезда.
Напомним, на днях Информатор рассказывал, что в Украине действует портал автобусных перевозок — autobus.gov.ua. Он должен повысить качество и безопасность предоставления услуги. На портале можно найти 1235 маршрутов. В частности, здесь пассажиры могут выбрать легального и проверенного перевозчика, спланировать безопасный маршрут, узнать, какой пункт пропуска будет пересекать автобус и можно ли рассчитывать на отсутствие физических очередей.
Кроме того, мы писали, что в Киевской области за первое полугодие 2024 года услугами перевозчиков воспользовались 17 миллионов пассажиров. По оценкам экспертов, более 10% из них – льготники. В целом функционирует 549 автобусных маршрутов, которые охватывают территории области и соединяют их с Киевом.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.