Лифт считается самым безопасным способом передвижения в мире. Но таковым его делают правильная эксплуатация и обслуживание. В Киеве в апреле был случай поломки кабины лифта с человеком внутри.
Информатор обратился за ответами на самые волнующие вопросы в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Киевсовета.
Согласно Правилам содержания жилых домов и придомовых территорий (указ Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17 мая 2005 года №76), ответственность за содержание лифта лежит на его собственнике. Содержание и ремонт лифтов обеспечивает по договору специализирующаяся на этом организация. Исполнитель услуг имеет право самостоятельно содержать и ремонтировать лифты при наличии соответствующих разрешений.
Согласно закону "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" совладельцы обязаны обеспечивать надлежащее содержание и надлежащее санитарное, противопожарное и техническое состояние общего имущества многоквартирного дома; обеспечивать техническое обслуживание и в случае необходимости проведение текущего и капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Согласно указу Госкомитета Украины по промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора от 1 сентября 2008 года №190 "Об утверждении правил строительства и безопасной эксплуатации лифтов", который распространяется на все субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, которые совершают изготовление, монтаж, эксплуатацию, ремонт, реконструкцию и модернизацию лифтов, подъемников, и их составляющих в процессе эксплуатации - лифты подлежат осмотрам трех типов. Это полный, дежурный и внеочередной - в случае поломки. Во время проведения технических осмотров изучают эксплуатационные, конструкторские и ремонтные документы. Также анализируют условия эксплуатации лифта, проводят осмотр, оценивают техническое состояние. И по итогам определяют сроки эксплуатации.
В случае завершения срока эксплуатации, возникновения аварии или повреждения, вызванного чрезвычайной ситуацией природного или технического характера, техосмотр лифта проводит специализированная организация. Информация о проведении ремонтов отображается в журнале технического обслуживания лифта, который находится в машинном помещении.
Согласно документам Госкомитета строительства, архитектуры и жилищной политики, срок дееспособности лифта определяется в 25 лет при условии, что его эксплуатация и обслуживание соответствует всем нормативным документам. После 25 лет эксплуатации проводится экспертное исследование лифта, чтобы установить возможности его дальнейшей работы. По итогу экспертизы принимается решение использовать ли его в дальнейшем, нужен ли ремонт кабины и механизмов, возможно, лифт нуждается в перестройке и модернизации. В Киеве эксплуатируют 22 659 лифтов, из них 10 354 - это лифты, которые отработали сверхурочный срок в 25 лет и нуждаются модернизации или замене.
В Киеве все диспетчерские номера перевели на единый программно-аппаратный комплекс. 1557 - центральная диспетчерская служба Киева. Введение такой системы позволяет упростить работу диспетчерского персонала, проводить мониторинг состояния жилищного фонда, совершать контроль за выполнением плановых и аварийных работ в городе.
Согласно Правилам содержания жилых домов и придомовых территорий (указ Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17 мая 2005 года №76), ответственность за содержание лифта лежит на его собственнике. Соответственно, если экспертная комиссия установит, что лифт не обслуживали согласно закону, то ответственность за пострадавших в полной мере лежит на собственниках дома. Чтобы получить компенсацию за моральный и физический ущерб, нужно подавать иск в суд на владельца дома.
Первое и единственное правильное решение - лечь на пол и закрыть голову руками, положив под голову сумочку. Возникает вопрос: ложиться на спину или на живот? Тут мнения исследователей расходятся, но все солидарны в одном — приземление в горизонтальном положении равномерно распределит по телу силу удара.
А теперь хорошая новость. Такие опасные случаи происходят крайне редко. Статистика гласит, что вероятность погибнуть в лифте — 0,00000015 %. Дело в том, что устройство контроля натяжения канатов блокирует лифт, даже если только один из тросов оборвался. Да и сами канаты рассчитаны на вес, куда больший, чем вес лифта. Теоретически лифт мог бы ездить на одном тросе, а их там несколько. В случае их обрыва ограничитель скорости приведет в действие улавливатели, которые сразу остановят кабину.
Читайте нашу регулярную рубрику с ответами экспертов на самые волнующие городские вопросы - "Что делать, если".
Напомним, ранее Информатор писал, про обрыв лифта с ребенком и женщиной внутри. Произошло все в доме по улице Урловской, 40. К счастью, во время падения лифта сработал механизм защиты, и лифт остановился на 6-м этаже. В результата обрыва лифта женщина получила ушиб шейного отдела хребта и сотрясение головного мозга. Ребенок же получил ушиб хребта. Госпитализация пострадавшим не понадобилась.
Алина Харавасил