Пандемия коронавируса и пришедший с ней карантин уничтожают мировую экономику. Экономический кризис коснулся всех, особенно малый бизнес. Даже фондовые индексы терпят крах, что уж говорить о ресторанах и магазинах.
Как пережить черные дни экономики и не пойти ко дну? О самопомощи в бизнес-среде, сложном периоде и о том, как происходящее может отразиться на биографии предпринимателей, рассказали эксперты из разных сфер:
Максим Криппа, владелец ивент-агентства «Три Н»: Нужно подстраиваться под новые критические условия. Сейчас главное – уйти в онлайн. Переведите бизнес туда, если это возможно. Многие ошибочно полагают, что интернет – не для них. Однако в 95% случаев предприниматель может найти там свое место и даже продвинуться дальше. Вот элементарный пример: Uber Eats, Glovo и другие службы доставки еды. Они сейчас спасают закрытые рестораны. Если вы – собственник предприятия общественного питания, станьте партнером подобного сервиса, вдруг еще этого не сделали. Кроме того, здорово помогает YouTube. У меня есть знакомый – механик. Во время пандемии он завел блог, где делится лайфхаками, моментами из биографии автомобилиста и регулярно упоминает название своего СТО. Отличная контекстная реклама.
YouTube – способ поддержания и увеличения интереса к собственному предприятию. Делайте обучающие ролики, влоги и так далее.
Виктор Коваль, ТОП-менеджер компании Evoplay: В период любых трудностей, особенно таких масштабных, как пандемия и карантин, важно изменить формат коммуникаций с командой. Объяснить, что переход на удаленку – не отпуск, а проверка на прочность. А в некоторых случаях – еще и способ отсеивания. Только те, кто выложится на все 100% ради себя и будущего компании, пройдут этот этап.
Руководители компаний, со своей стороны, обязаны создать оптимальные условия для раскрытия максимальной продуктивности коллектива. Наладьте работу через актуальные каналы связи онлайн вроде Skype, Zoom и Microsoft Teams. Но все же в некоторых случаях дистанционная работа невозможна. Если из-за специфики работы сотрудники вынуждены приезжать в офисы, необходимо тщательно придерживаться мер безопасности – организовывать развозки, расставлять антисептики и проводить регулярные уборки.
Евгений Пожух, психолог: Новый формат работы требует свежего подхода. Сотрудникам на удаленке необходимо создать дома «офисную зону» – место, где есть только работа и больше ничего. Уберите оттуда все лишнее. Если не знаете, как обустроить в квартире такую локацию – посмотрите в Сети, там хватает инструкций с фото и видео. Выполнять задачи, лежа на диване – это неграмотное зонирование и смешивание работы с отдыхом. В большинстве случаев продуктивность при этом уменьшается в несколько раз, а подобное сейчас недопустимо. Так что найдите свой уголок и трудитесь там. Если живете не сами – дайте остальным понять: стоит минимизировать количество отвлекающих факторов.
Чтобы лучше концентрироваться, составляйте ежедневный план. Сколько задач необходимо выполнить за рабочий день? Создайте для себя необходимый минимум – и всегда делайте чуть больше. Не позволяйте прокрастинации взять верх.
Максим Криппа: Как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах работа многих отраслей бизнеса серьезно изменится. О труде за рубежом можно забыть надолго, даже после открытия границ это станет сложно. Для укрепления экономики другие страны начнут брать на работу собственных граждан. Особенно это касается гостиничных и туристических направлений, несущих наибольший убыток. Но все равно останутся сферы, где понадобится помощь людей из других стран – например, сельское хозяйство.
Где бы ни были ваши клиенты и партнеры – поддерживайте с ними общение сейчас. Поздравляйте с праздниками, интересуйтесь их мнением, пожеланиями, потребностями. И тогда к концу карантина вы сможете сделать предложения, от которых они не смогут отказаться.
Например, заказы «Три Н» заморожены либо перенесены. Но каждый день я держу контакт с клиентской базой, регулирую работу команды, занимаюсь подготовкой к будущим мероприятиям.
Максим Криппа: Отец как-то сказал мне: «Дорогу в светлое будущее прокладывает усердная работа в настоящем». Я следовал этой фразе и стал тем, кем есть. Она же поможет прорваться сквозь кошмары карантина и «Три Н», и любому другому бизнесу. Однако многие упускают из виду момент, где речь идет об упорстве. Пора сосредоточиться, выбросить из головы мысли о том, как бы не тронуть лишнюю дверную ручку и уклониться от летающих вирусов, где бы заработать быстро и без усилий, чтобы удержать на плаву собственный бизнес. Не надейтесь на удачное стечение обстоятельств, не используйте сомнительные способы заработка – онлайн-ставки, казино, лотереи. Гемблинг еще никому не давал стабильного дохода. Лучше подсчитайте свои деньги: доходы, расходы, убытки. Отталкиваясь от полученных чисел, составьте финансовый план на полгода вперед – вероятно, что к тому времени этот вулкан потухнет.
Дмитрий Кордон, кризис-менеджер: Поддерживаю совет Максима Криппы относительно финансовой грамотности на все сто. Куда уходит наибольшее количество денег? Например, если речь идет о сфере обслуживания – это аренда помещения и сотрудники. Сэкономить на первом помогут две вещи: дистанционная работа и коворкинги. Конечно, удаленка – выигрышный вариант, убирающий крупную графу расходов. Но не все сотрудники могут работать на дому. В таких случаях помогают коворкинги – цена их аренды значительно ниже.
Коллектив – совершенно другое дело. Увы, когда финансовый ущерб слишком велик, увольнений не избежать. Но я все же рекомендую сначала попрактиковать урезание зарплат, а уже потом, при отсутствии позитивной динамики, прибегать к крайним мерам.
"Холодный ум и постоянный мониторинг ситуации станут вашими инструментами для поддержания работы бизнеса и его восстановления после кризиса", – Максим Криппа.
Евгений Пожух: Мыслите позитивно даже в негативных обстоятельствах. В этом весь секрет. Важно дать себе правильную установку и создать рабочие условия, комфортные как психологически, так и физически. Чтобы поддерживать форму, регулярно занимайтесь спортом. В Сети найдется много тренировок на дому – как со специальным инвентарем, так и без. А для повышения морального тонуса подойдут медитации или банальное умение контролировать эмоции. Трезво взгляните на ситуацию, без скандалов и упреков. Представьте худший и лучший варианты развития событий, держитесь где-то посредине между катастрофой и победой – так проще всего.
А еще помните о том, что важна гигиена не только физическая, а и информационная. Меньше новостей, больше развлекательного контента. Не стоит загонять себя в депрессию, ежедневно читая материалы, которые подают в негативном ключе. Выберите несколько нейтральных источников без упора на то, чтобы шокировать.
Максим Криппа: В этот период важно поддерживать психологическое здоровье, не вестись на провокации, остерегаться мошенников и аферистов. К примеру, многие идут в казино и делают ставки – ради мифического мгновенного заработка. Это чуть ли не худший поступок в нынешних реалиях. Риски в мире гемблинга всегда выше, чем шансы что-то получить. А вот вероятность остаться ни с чем – зашкаливает. Так что хорошенько подумайте и расставьте приоритеты.
Виктор Коваль: Выживает сильнейший – и в дикой природе, и в экономической ситуации во время карантина. Естественный отбор в мире бизнеса – вот с чем мы имеем дело. Особенно это касается сотрудников. Одних приходится увольнять, другие уходят по собственному желанию и со скандалом, не выдерживая перемен, перехода в онлайн и возросшей ответственности. Остаются только те, на кого можно положиться – надежные, с большим потенциалом. Именно такие люди – будущее каждой компании.
«Гемблинг и казино в период пандемии – удел недалекоглядных. К тому же это негативно отражается на морали», – Максим Криппа
Максим Криппа: Слово дня и всего карантина – самопомощь. Контролируйте все, что можете, не тратьте время на остальное. Вместо того, чтобы спасать компанию, просто не позволяйте ей изначально пойти ко дну. Конечно, в некоторых случаях из-за ограничений правительства это попросту невозможно.
«Возьмите в свои руки все, что туда влезает. В первую очередь – себя», – Криппа Максим Владимирович
Виктор Коваль: В офисе осталось мало сотрудников. Большинство работает удаленно, при этом без ущерба продуктивности. У нас в компании и раньше практиковался дистанционный формат, проводились совещания в программе Zoom и других сервисах. Так что «Эво Плей» во время карантина функционирует бесперебойно, адаптируясь к постоянно меняющимся обстоятельствам в стране. Я ежедневно контактирую с собственником, оперативно выбирая нужный вариант действий и решая проблемы как можно скорее. Для работников Evoplay мы организовали службу поддержки, куда они могут обращаться в случае ухудшения самочувствия. В распоряжении есть тесты на коронавирус и основные медикаменты.
Максим Криппа: Пандемия коронавируса оставит без рабочих мест от 5 до 25 млн человек. Сейчас задача государства и владельцев бизнеса в разных сферах – сделать так, чтобы число осталось на нижней границе диапазона. Проще всего избежать увольнений компаниям, тщательно отбирающим сотрудников – там соблюден баланс между их количеством и качеством работы. Однако подобное – редкость. Зачастую у предприятий имеется серьезный балласт из работников, принятых из-за халатности HR-отделов. В таких случаях без сокращений – никуда. Мораль такова: внимательно формируйте команды, берите только лучших. Вы не всегда сможете содержать большое количество людей.
Дмитрий Кордон: Совет для работников: чтобы избежать сокращений, не будьте претендентами на них. Становитесь лучше. Жалобы на нехватку времени уже не прокатят. Записывайтесь на курсы, читайте книги. Тренинги сейчас стоят копейки, многие и вовсе в свободном доступе. Выйдите из карантина прокачанным сотрудником, от которого грех отказываться.
Максим Криппа: Независимо от того, поступают к вам заказы или нет – помните о клиентах. Регулярно напоминайте о себе. Но не переходите черту, которая отделяет вас от навязчивости. Поздравлять с днем рождения – хорошо. Ежедневно штурмовать рекламными СМС-сообщениями и рассылками – плохо. Хотя это и так должен знать каждый толковый бизнесмен. Отличный кейс – у скандального PornHub. Сайт дает бесплатную подписку на время карантина, а посещаемость снова бьет рекорды.
Максим Криппа: Не превращайтесь в фаталистов. Пусть пандемия в вашей биографии станет отправной точкой для чего-то большего, а не вулканом, который все зальет лавой. Нужно действовать быстро, решительно и выкладываться на полную – только в этом случае прорветесь. Тупиковых ситуаций не бывает – каждую стену можно пробить настойчивостью. Считайте происходящее шансом перейти на новый этап. Воспользуйтесь им. И, конечно, чаще мойте руки. Здоровья вам и вашему бизнесу!
Партнерский материал