За минуту до катастрофы: Киев чудом избежал трагической аварии со многими жертвами

Если бы вагон трамвая К-1, взлетавший по Глубочицкой с Лукьяновки на Подол, слетел с рельсов, избежать жертв было бы невозможно: тогда рухнувший на сторону транспорт стал бы неконтролируемой силой, которая смела бы с улицы автомобиля и пешеходов

Трамвай авария Разделение
Трамвай с бортовым №321 "затормозил" только когда встретился с стоящим на остановке другим вагоном: чудом его водитель увидела опасность и скомандовала пассажирам выйти из вагона

Во вторник, 6 августа, столица оказалась в полушаге от большой беды. Стоящий под уклоном пустой трамвай, под колеса которого его водитель еще не успел положить блокирующий "башмак" (дополнительный ручной тормоз), начал двигаться в обратном направлении. В итоге вагон набрал немалую скорость - на видео с камер видеонаблюдения видно, как он проходит поворот по улице Глубочицкой на Подоле почти на двух колесах и сносит с дороги автомобили. Виновным в инциденте, скорее всего, признают водителя трамвая – в КП "Киевпасстранс" уже заявили, что в рейс на маршрут выпустили исправный трамвай.

Как трамвай сбежал от водителя

Приблизительно в 10 часов утра трамвай, следовавший по маршруту №14, выехал вверх по улице Глубочицкой и остановился на остановке "Ул. Сечевых Стрельцов" на пересечении с ул. Юрия Ильенко. Вероятной причиной, по которой его водитель покинул салон и высадил пассажиров (а в начале движения трамвая в салоне не было ни одного человека), были проблемы с дверью. Так, по словам некоторых свидетелей, которые видели, как начиналось движение трамвая, водитель открыл все двери и принялся их чинить.

По еще одной версии, водитель собирался установить "башмак" - принудительный тормоз, обычно ставящийся, когда транспорт стоит под уклоном, чтобы предотвратить внезапное движение. Впрочем, в любом случае водитель не успел помешать, и вагон начал движение в обратном направлении, набирая скорость.

Следует отметить, что сразу после прямого и относительно ровного участка ул. Глубочицкой на пересечении с Ильенко уклон усиливается – догнать трамвай пешеходу в этом месте уже было практически невозможно. Сразу после этого трамвай возвращает за угол улицы и попадает на более умеренный уклон, где он может разогнаться до большой скорости. Именно это и произошло: на записях камер видеонаблюдения видно, как вагон преодолевает дистанцию ​​с бешеной скоростью - не менее 60 км/ч. Обратите внимание, трамвай проходит поворот на бешеной скорости – еще немного, и он мог бы взлететь с рельсов.

У Києві 6 серпня сталася подія, що мало не стала трагічною: трамвай маршруту №14 "утік" від водія, що залишив салон, на вул. Глибочицькій. Вагон, що їхав під ухил, розігнався до чималої швидкості, протаранив 10 автівок і, зрештою, зупинився, лише врізавшись у інший вагон pic.twitter.com/SXfG33lvzu

— Інформатор (@informatorua) August 6, 2024

Попутно трамвай физически оттеснял в стороны транспорт, чьи водители не успевали сориентироваться и покинуть трамвайные пути. В итоге пострадали 10 автомобилей и шесть их владельцев, трем из них помощь оказали на месте, а еще трое - забрали в больницу. Большая трагедия не случилась только чудом: вагон не взлетел с рельсов, устояв вертикально. В противном случае он мог бы опрокинуться, и, учитывая немалую скорость, его тормозной путь составил бы десятки метров. Вагон летел бы вниз по Глубочицкой, подминая под себя пешеходов, автомобили и все, что было на дороге.

Что не так с вагоном

Трамвай модели "К1" с бортовым №321, ходившим по маршруту №14, относительно новый. Согласно базой "Городской электротранспорт", он был построен в 2008 году. Он принадлежит к трамвайному депо им. Шевченко (обслуживает, в частности, правобережный скоростной трамвай, расположенный на просп. Академика Королева на Борщаговке) и, согласно отметке на сайте, не работал с июня 2021 по сентябрь 2023 года.

Вагон долгое время работал на маршруте №18, в конце концов его перевели на маршрут №14, где произошел досадный инцидент. Фото: transphoto.org
Вагон долгое время работал на маршруте №18, в конце концов его перевели на маршрут №14, где и произошел досадный инцидент. Фото: transphoto.org

За вагоном следили: он был свежевыкрашен в апреле 2024 года, до этого обслуживал 18 маршрут. Всего в Киеве 9 таких вагонов, и на вечер 6 августа на сайте уже значилось, что вагон выведен из эксплуатации. По данным КП "Киевпасстранс", утром 6 августа именно этот вагон выехал на маршрут, полностью готовый и исправный.

Добавим, что модель вагона К-1 разработали еще в 2001 году на предприятии "Татра-Юг" (г. Днепр, производственные мощности на территории "Южмаша"), на базе чешского вагона Tatra-T6B5. Такой вагон имеет немалый вынос при повороте - за рулем именно такого вагона, напомним, попала в аварию, повредив автомобиль, водитель трамвая в марте 2024-го.

Что говорят в "Киевпасстрансе"

Скорее всего, решение о том, кто именно будет назначен виновным в ситуации с вагоном 6 августа, уже принято. Об этом свидетельствует заявление от КП "Киевпасстранс", опубликована на сайте КГГА. Во-первых, там утверждают, что трамвай не имел каких-либо неисправностей, поскольку перед выпуском на линию прошел соответствующий осмотр. Во-вторых, говорят о человеческом факторе и халатности.

"Есть вопрос к действиям водителя, есть информация, что все произошло из-за человеческого фактора и его ошибочных действий. Есть вещи, которые мы, к сожалению, не можем исключать никогда - человек есть человек, и он может ошибиться. Непосредственно причину, почему он покинул вагон и что делал, я ответить пока не могу, поскольку еще продолжаются (следственные) процедуры, но как только мы выясним все обстоятельства происшествия, мы об этом сообщим", - отметил спикер КП "Киевпасстранс" Олег Грищак в эфире муниципального телеканала "Киев".

Вряд ли это имеет значение во время нынешней истории, однако весной 2024 защитник водителя Татьяны рассказывал Информатору, что водителям трамваев приходится очень часто менять типы подвижного состава, на котором те работают – иногда в течение одного дня. А такое изменение не может не отражаться на общем водительском мастерстве. Имела ли место подобная ситуация и с водителем вагона "К-1" на Глубочицкой, вопрос - надеемся, его также исследуют при расследовании инцидента и примут во внимание в случае, если практика подтвердится.

В Киеве делают "венские" платформы: зачем это нужно?

Напомним, об инциденте с трамваем Информатор рассказал сразу после того, как тот взлетел с горы Глубочицкой. Учитывая обстоятельства, все могло окончиться трагедией, а не только несколькими пострадавшими и огромными убытками, за которые теперь будет отвечать КП "Киевпасстранс". Ведь неуправляемый трамвай без водителя и тормозов слетел прямо с холма, простирающегося из Лукьяновки до Подола.

Также мы писали о том, что в Киеве обустраивают так называемые "венские" платформы на остановках трамвая. Это такой формат остановки, когда проезжую часть поднимают именно там, где останавливается трамвай. Это делается для дополнительной безопасности пешеходов и сдерживания автомобильного движения. Сейчас подобную платформу производят на ул. Кирилловской прямо напротив стадиона "Спартак", а также готова еще одна, на съезде с обновленного недавно Дегтяревского путепровода.

Подписывайтесь на нашу Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube