Ворота в Киев: чем так знаменит уставший 19 июня Воздухофлотский путепровод

Читати українською

Сооружение моста было одним из первых после завершения Второй мировой, сделав развязку на пересечении двух мощных транспортных магистралей, а еще оно находится на сакральном для Киева месте

Читати українською
Воздухофлотский мост, авария, историческая справка
Воздухофлотский путепровод в 90-е и в 1966 году, вид в сторону Брест-Литовского шоссе

Сооружение моста было одним из первых после завершения Второй мировой, сделав развязку на пересечении двух мощных транспортных магистралей, а еще оно находится на сакральном для Киева месте

"Уставший" накануне Воздухофлотский путепровод, добавив проблем городскому главе и всей "транспортной" верхушке города, лишь на первый взгляд кажется простым и лаконичным. На самом деле важна как его транспортная функция (еще с момента постройки он призван разводить магистральные транспортные потоки), так и само  символическое месторасположение. Эта постройка расположена как раз в том месте, где полтора столетия назад были ворота в Киев.

Лаконичный, но не простой

Воздухофлотский путепровод был построен в 1956—58 годах. Важный момент: его построили после того, как ЦК КПСС принял постановление "об излишествах в архитектурном творчестве" - следовательно, мост сделали максимально простым и без "капиталистических изысков" (сравните только по уровню отделки с мостом Патона). По форме он является "полным листом клевера" и представляет собой трехпролетную ригельную балочную конструкцию.

На первый взгляд, путепровод выглядит просто – но является монументальной конструкцией и производит впечатление каменного
На первый взгляд, путепровод выглядит просто – но является монументальной конструкцией и производит впечатление каменного

Это означает, что система построена из 18 несущих железобетонных балок, опирающихся на ригели - которые в свою очередь передают нагрузку на опоры моста. Они же опираются на фундамент из железобетона. Длина путепровода 60 м, ширина - 25 м. В каждом из двух направлений движения транспорта направлены три полосы, также имеются тротуары с обеих сторон шириной в 2 м каждый. Высота над Берестейским проспектом – 6,6 метра (следовательно, под путепроводом могут проезжать троллейбусы).

Несмотря на искусственную простоту моста, опоры облицованы розовым гранитом, а их нижняя часть, вполне в духе времени, заключена в гранитную рустику, обработанную под рваные камни. Стояки моста в верхней части имеют гранитный карниз, а решетки между ними были установлены при одной из реконструкций Брестского проспекта (еще когда он был "Брест-Литовским").

Что убрали из конструкций в новейшие времена

На мосту были и конструкции, которые демонтировали в рамках деколонизации: речь идет об украшении опор путепровода со всех четырех сторон. Их сделали в виде удлиненных цветников, приподнятых на невысокие тумбы, также в граните. Стенки цветника вылили из металла в виде декоративной ленты из вертикально размещенных колосьев. Здесь была установлена ​​и орнаментная вставка, типичная советская символика - развернутый сноп колосьев, увенчанный звездой и фланкированный серпом и молотом.

Именно эту часть убранства убрали в рамках борьбы с колониальным прошлым Украины
Именно эту часть отделки убрали в рамках борьбы с колониальным прошлым Украины

Отметим, что, несмотря на применение исключительно железобетонных конструкций, мост создает впечатление каменного строения - именно такую ​​стилистику имеют киевские постройки, построенные сразу после Второй мировой. Этот эффект достигается облицовкой в ​​виде "рваных камней", массивностью и фундаментальным видом путепровода.

Чем важен этот путепровод

Вероятно, такую ​​форму и отделку решили применить, учитывая важность местоположения путепровода. Во-первых, это очень важный транспортный узел на пересечении двух мощных транспортных магистралей. Также он направляет движение автомобилей и общественного транспорта над железнодорожными путями, ведущими от Центрального вокзала Киева. К тому же под мостом проходят пути скоростного трамвая и течет река Лыбедь.

Таким был въезд в Киев с Брест-Литовского шоссе 150 лет назад, по обе стороны
Таким был въезд в Киев с Брест-Литовского шоссе 150 лет назад, по обе стороны "Триумфальной арки" из дерева - будка полицейского

Во-вторых, путепровод находится фактически на том месте, с которого 150 лет назад начинался Киев. Без преувеличений именно здесь находились "ворота в город" - а в 1857 году именно здесь открыли деревянную "Триумфальную арку", обозначавшую въезд в Киев. Это сделали, ожидая визит в город тогдашнего российского императора Александра II, украсив арку надписями и датами, а также символом-покровителем Киева, изображением архангела Михаила.

Что произошло с Воздухофлотским и когда случалась предыдущая аналогичная авария

Напомним, Информатор писал, что вечером 19 июня на мосту по улице Жилянской произошел обвал пешеходного тротуара, что привело к значительным неудобствам для водителей и пешеходов. По словам очевидцев, железобетонная балка упала и преградила движение в обе стороны под путепроводом. Это создало серьезные препятствия на дороге и заблокировало проезд общественного транспорта.

В предыдущий раз обрушение конструкций моста в Киеве произошло 30 сентября 2023 года на Шулявке. Тогда прямо на проезжую часть упали несколько пролетов Дегтяровского моста, который как раз находился на ремонте. К счастью, никто не пострадал, да и убрали конструкции довольно быстро – однако это сказалось на сроках сдачи путепровода.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.