Столица Украины оказалась только на 26-й строчке Рейтинга прозрачности городов в 2024 году, набрав 51,5 из 100 возможных баллов
Программа "Прозрачные города", которая была начата в 2017 году организацией Transparency International Ukraine, накануне Дня Киева провела детальный анализ всех сфер муниципального управления. Результаты не слишком праздничные - несмотря на значительные бюджеты и управленческие ресурсы, Киев не смог в полной мере получить звание "прозрачного города". Хотя с 2017 по 2020 год ситуация с прозрачностью в столице казалась обнадеживающей, демонстрируя уверенный рост с 51,5 до 68,2 баллов.
Однако после 2020 года показатели пошли на убыль и зафиксировались на уровне чуть выше 51%, свидетельствуют данные Transparency International Ukraine. Эта регрессия вызывает беспокойство и требует от столичных властей решительных действий, считают основатели рейтинга. А киевляне могут решить самостоятельно, быть оптимистами или пессимистами – считать Киев наполовину прозрачным или, наоборот, наполовину непрозрачным.
Аналитики программы исследовали семь ключевых направлений работы городского совета: открытость, бюджет и закупки, коммунальное имущество, взаимодействие с общественностью, кадровая политика и доброчестность, услуги гражданам и реагирование на вызовы войны. Результаты показывают, что Киев имеет как сферы для гордости, так и значительные пробелы.
Спору нет, столица может похвастаться своими достижениями в сфере бюджета и закупок. С показателем 67,6% Киев демонстрирует один из лучших результатов в стране, значительно опережая средний национальный уровень в 39,6%. Программа "Прозрачные города" считает, что это свидетельствует о слаженной работе в этом направлении. В столице обнародуют структуру распорядителей и получателей бюджетных средств, добросовестно отчитываются об исполнении бюджета.
Также в Киеве постоянно обновляют информацию для инвесторов, обеспечивают достаточный уровень конкуренции в закупках (2,05) и имеют действующий орган по внутреннему контролю и аудиту деятельности подразделений городского совета, регулярно публикующий результаты проверок. Это действительно пример для подражания.
В сфере взаимодействия с общественностью Киев, хоть и не стал абсолютным лидером, сумел войти в двадцатку лучших городов. Столица активно проводит общественные слушания, спрашивает мнение жителей через опросы и публикует их результаты.
Важно также функционирование онлайн-сервисов, через которые каждый может подать жалобу или обращение и отслеживать их статус. Киевсовет и КГГА публикуют отчеты по удовлетворению запросов на информацию, а официальные сайты адаптированы для людей с нарушениями зрения, что свидетельствует о заботе о цифровой инклюзии.
Особой похвалы заслуживает лидерство Киева по количеству электронных сервисов на основе открытых данных. Карта укрытий, карта уборных, дашборд "Парковочное пространство", отдельная карта парковок, дашборд "Петиции", дашборд со статистикой петиций – эти сервисы очень популярны среди киевлян.
Мобильное приложение "Киев Цифровой", объединяющее петиции, опрос, транспорт, оплату коммуналки и информацию о тревогах, стало не просто удобным, а критически необходимым инструментом во время войны. Это яркий пример того, как технологии могут служить громаде, и Киев в этом направлении – настоящий флагман.
Однако за виртуальными достижениями стоит и неутешительная реальность. В сфере услуг для граждан Киев оказался в аутсайдерах: всего 16,7% исполнения при среднем показателе по стране 23,4%. Это серьезный пробел, свидетельствующий о том, что городские власти недостаточно эффективно работают над обеспечением потребностей жителей в повседневных сервисах. Еще более неутешительная ситуация сложилась со сферой коммунального имущества и земли. Здесь прозрачность остается на очень низком уровне.
Особое возмущение вызывает отсутствие должной отчетности городского головы Виталия Кличко перед обществом. Закон требует публичных отчетов дважды в год, но этого не происходит. Это подрывает доверие горожан и создает впечатление, что власть не нуждается в подотчетности. Районные администрации тоже молчат о заседаниях общественных комиссий по жилищным вопросам, которые рассматривают заявления о взятии на квартирный учет и предоставлении жилья.
Проблемы также существуют с внедрением и функционированием электронных сервисов. Хотя в 2024 году киевляне могли записать ребенка в сад онлайн, онлайн-запись в школу через Портал услуг заработала только в апреле 2025 года.
Также в столице до сих пор нет системы электронной регистрации заявлений о взятии на квартирный учет, а открытые данные об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, публиковала только Голосеевская районная администрация из 10 имеющихся. Информация о доступности зданий для лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения была обнародована только в апреле 2025 года. Это свидетельствует о слишком медленном внедрении важных для общества электронных сервисов.
Более того, в 2024 году киевляне не могли ознакомиться с титульными списками на проведение капитального и текущего ремонта, строительства, реконструкции и благоустройства, перечнем земельных участков, предлагаемых для передачи в собственность или в аренду, и перечнем объектов движимого имущества, находящегося в коммунальной собственности. Перечень подлежащих приватизации объектов имущества на официальном вебсайте городского совета по состоянию на февраль не содержал данных за 2024 год, а также не было актуального перечня объектов имущества, не подлежащих приватизации.
В программе "Прозрачные города" пришли к выводу, что постоянные скандалы, связанные с киевской властью и строительством, земельными участками, а также вопросы СМИ по использованию движимого имущества создают впечатление, что прозрачность в области коммунального имущества и земли остается вне фокуса приоритетов столичной власти. Исследователи прозрачности считают, что это должно измениться, и Киев должен наконец-то показать стране высокие стандарты, за которые не стыдно.
Напомним, в Киеве стартовал опрос о доступности коммуникации с городскими властями, и есть возможность высказать все, что накипело. До 16 июня киевляне могут помочь властям выявить слабые места в информировании жителей и понять, как улучшить городскую коммуникацию.
Речь идет не только о цифровой грамотности или технических барьерах. Исследователей интересует, чувствуют ли вообще киевляне, что их слышат и понимают во время взаимодействия с властью. В центре внимания – опыт тех, кто может сталкиваться с барьерами: людей с инвалидностью, пожилых людей, переселенцев, родителей с маленькими детьми.
Также мы писали, что ко дню Киева выпустили кофе по-киевски с проблемными достопримечательностями. На упаковках дреп-кофе разных сортов изображены шесть архитектурных объектов Киева, которые еще можно спасти. По QR-коду на каждой упаковке можно перейти на страницу памятникоохранной инициативы "Наследие Киев". Здесь можно найти анонсы всех актуальных событий, касающихся сохранения исторических построек Киева. Например, какие объекты сейчас под угрозой, что можно сделать для их сохранения, какие действия важны, как присоединиться к команде и поддержать проект и т.д.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.