Среди плюсов можно перечислить улучшение мобильности города, увеличение поступлений в городской бюджет и прекращение практики списывания лишних средств на транспорт, а вот из минусов есть и вопросы безопасности и отсутствие права выбора для водителей
В Киеве наконец-то определились с моделью движения общественного транспорта во время воздушной тревоги. Решение было принято во вторник, 18 марта 2025 г. на заседании Совета обороны Киева. Автобусы, троллейбусы и трамваи будут ехать по-новому уже с 21 марта. Информатор изучил плюсы и минусы такого решения.
Об обновлении правил сообщил глава КМВА Тимур Ткаченко на Facebook. Он отметил, что весь транспорт столицы и частный, и коммунальный будет работать с 21 марта по новым правилам. В частности, сразу после объявления воздушной тревоги водители будут обязаны остановиться у ближайшего укрытия и выпустить тех пассажиров, кто пожелает покинуть салон.
Как будет работать новый алгоритм:
"Соответствующие изменения будут внесены в должностные инструкции водителей. Это не просто смена правил – это логичный и необходимый шаг к нормальному функционированию города. Киев должен двигаться", - отметил в сообщении Ткаченко.
В то же время новые правила не будут касаться движения метрополитена. Так, по наземным участкам "красной" линии (от ст.м. "Лесная" до ст.м. "Днепр) и "зеленой" линии (по Южному мостовому переходу - от ст.м. "Славутич" к ст.м. "Выдубичи") движения во время воздушной тревоги не будет.
"О подробных причинах, какие именно особенности не позволяют двигаться метро в отличие от другого общественного транспорта, пресс-служба КГГА и начальник КМВА не сообщают", - отметили в ОО "Пассажиры Киева".
Также транспортные специалисты отмечают, что пока нет понимания ситуации с "проблемой больших интервалов" и на подземных участках метро. Например, сейчас во время тревог поезда не выезжают на линию из депо, но в вечернее время те же тревоги не мешают заезжать им, в т.ч., двигаясь по мостам.
"Считаем, что, как минимум, ограничение по выезду поездов без пассажиров должно быть снято", - добавили "Пассажиры Киева".
Исходя из сообщения Тимура Ткаченко, единственным изменением, которое произошло в алгоритме, наработанном еще на прошлое заседание Совета обороны, стала обязательная остановка подвижного состава у укрытий, чтобы из автобуса или трамвая смогли выйти те пассажиры, кто желает переждать тревогу в безопасном месте. Никаких новаций, связанных с "уровнями опасности" или "зонами", нет (хотя Ткаченко и обещал, что специалисты будут разрабатывать правила именно исходя из таких составляющих). Следовательно, в новом алгоритме скрывается естественная ошибка.
Он является "скорым решением", таким же, каким был и сплошной запрет на движение общественного коммунального транспорта в 2022 году (которое, к тому же, не включало обязательную остановку для маршрутных такси, или просто автомобилей в Киеве). В ответах на петиции киевлян (а их уже было 9), и на вопросы журналистов об остановке транспорта Виталий Кличко ссылался на "рекомендации" со стороны военных и ГСЧС.
"Еще раз подчеркну: городские власти руководствуются исключительно рекомендациями военных, которые непосредственно отвечают за оборону города, защиту жителей во время атак. Ведь люди в общественном транспорте тоже являются мишенью для врага. Популистические решения о том, что общественный транспорт должен двигаться во время тревог, могут привести к трагедии. И отвечать будут ведь не те, кто трабует не останавливать транспорт. И не те, кто раздает обещания это сделать, ради того, чтобы собирать лайки, понравиться. Самый страшный популизм - это популизм во время войны", - написал мэр в своем сообщении на Facebook от 15 января.
Тогда же Виталий Кличко приводит статистику: за все время войны обломки боеприпасов обнаруживали на наземных участках метро в Киеве 4 раза. Также обнаружили часть ракеты у опоры моста Метро, которая "чудом не сдетонировала". А самому КП "Киевпасстранс" во время обстрелов повредило 22 единицы подвижного состава - самым известным был случай, когда обломки ракеты попали (и разнесли вдребезги) троллейбус по ул. Кирилловской 14 марта 2022 года. Известен также случай падения сбитой ракеты на просп. Степана Бандеры неподалеку от Почайной - тогда чудом уцелели пассажиры проезжавшей мимо маршрутки.
Следовательно, все же существует потребность в более взвешенном решении. Которое будет зависеть от таких факторов, как тип воздушной тревоги (т.е. объявили ее из-за движения единственного беспилотника, плутающего где-то над Днепром, или из-за крылатых ракет или баллистики); и районирование (тот же БпЛА над Троещиной не представляет угрозы для Голосеевского района или Борщаговки, где транспорт может двигаться свободно). В конце концов, нынешнее решение не учитывает опасность для водителей общественного транспорта - их работа теперь будет опасна по умолчанию, и поэтому город должен повышать им зарплату в целом, или делать доплаты за работу во время тревог отдельно.
В то же время, в решении все же больше "плюсов" - положительные моменты видим в том, что город перестанет останавливать коммунальный транспорт во время тревоги. Недавние подсчеты ОО "Пассажиры Киева" показали, что в год город теряет прибыль в 2,5 млрд грн только на остановке автобусов и трамваев. Кроме того, город будет более мобильным – прекратятся ситуации, когда целые транспортные магистрали, как скоростной трамвай, прекращают движение в час "пик". А пассажиры прекратят околачиваться на остановках (те, кто будет покидать транспорт, действительно будут направляться к укрытиям, потому что мотивированы именно к этому, вместо того чтобы стоять на остановке в качестве мишени вместе с другими бедолагами).
Напомним, буквально накануне, 19 марта, Информатор писал о том, что киевляне уже в девятый раз собрали более 6 тысяч подписей под онлайн-петицией о разрешении движения общественного транспорта во время воздушной тревоги в городе. Тем самым жители столицы подчеркивают важность вопроса о недопустимости остановки движения автобусов, троллейбусов, трамваев и метро – ведь эта петиция уже девятая по счету. На все предыдущие руководители города Виталий Кличко и его подчиненные в КГГА отвечали отказом.
В прошлый раз на заседании Совета обороны столицы 12 марта было принято решение перенести вопрос изменений алгоритмов работы наземного общественного транспорта во время воздушной тревоги. Основной причиной стало несогласие должностных лиц КГГА с наработками, предложенными в военной администрации: согласно им, ответственность за движение или остановку подвижного состава хотели переложить на самих водителей. Также не было предложено никаких вариантов движения метрополитена по открытым участкам линий на Левобережье.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.