Исповедь машиниста киевского метро: повестки получила уже треть коллег, а вагоны - хлам и ломаются прямо во время движения

Богдан Пономаренко

Информатор пообщался с машинистом, работающим на "зеленой" линии метро в Киеве о подлинных основаниях сокращения количества поездов и увеличения интервалов, причины отсутствия бронирования сотрудников и состоянии подвижного состава столичной подземки

После официального заявления КП "Киевский метрополитен" об изменении в графиках движения поездов подземки уже с понедельника, 3 июня стало понятно, что в метро идут большие изменения. В пиковые часы интервал движения поездов увеличат с 2,1-2,5 минут вплоть до 3-4 мин., в обычные часы – до 6,5 минут. О том, как это отразится на пассажирах и самом метро, ​​Информатор пообщался с Юрием, одним из машинистов столичной подземки. Также он рассказал об истинных причинах такого шага - отсутствии бронирования работников, и об ужасном техническом состоянии поездов.

Сразу отметим: Юрий – не настоящее имя нашего собеседника. Он попросил об анонимности, поскольку две недели назад его коллега по имени Сергей выступил с видеообращением, где рассказал о проблемах с бронированием машинистов "Он вроде бы ничего такого и не сказал - выступил, как есть, мы и сами об этом между собой говорим. А уже сегодня его вызывают "на коврик", и угрожают", - объяснил нам Юрий. Коллектив, добавляет, договорился своего коллегу "не сдавать", но лучше лишний раз не рисковать. Юрию это позволило говорить более откровенно, а нам – получить ответы на те вопросы, которые вызывают нервную реакцию у официальных спикеров подземки.

"У нас на "зеленой" линии 150 машинистов, и пришло 42 повестки"

- Юрий, объясните, когда именно начинаются новые графики движения поездов, и чего нам ждать?

– Все изменится уже утром в понедельник (3 июня – ред.) Ситуация будет тяжелее: сейчас интервал движения 2,5 минуты, будет – 3-4 минуты. Это существенно.

– на ст.м. "Позняки" утром и без того очередь, и пассажир садится во второй или третий поезд - насколько хуже станет, очереди будут начинаться еще снаружи?

- Посмотрим, не знаю этого... Все покажет завтрашний день, у меня как раз ночная смена (то есть машинист будет работать до позднего часа в воскресенье и рано утром - в понедельник - ред.)

- Действительно ли настоящей причиной является мобилизация машинистов, слесарей и технического персонала, который должен ухаживать за подвижным составом?

– Это больной вопрос. У нас на "зеленой" линии работает около 150 машинистов, и им пришло 42 повестки. Это увеличит нагрузку на тех, кто останется – а значит, уволятся пенсионеры, кто еще работает на поездах. В возрасте до 35 лет у нас вообще не бронируют: мне, к примеру, 33 года, имею стаж работы 7 лет – и брони нет! А двоюродный брат работает на "Укрзалізниця" помощником машиниста, и имеет такой же возраст, как я, но они постоянно забронированы. Странно: стратегическими являются оба предприятия, но "УЗ" почему-то "более стратегическое".

- Какая логика в этом, и кто виноват в том, что нет бронирования?

- Или "мутит" именно метрополитен, или город, - не знаю. Но ситуация такова, что, если одному машинисту 33 года, другому 40, то у одного будет бронь, у другого нет. Почему – неизвестно: об этом нигде нет упоминаний в законах. Вероятно, проблема в том, что в свое время еще военкоматы снимали мужчин с учета в 40 или 45 лет, а раз они уже сняты - то и бронь на них нельзя оформить. Следовательно, если тебе больше 35 лет и ты на учете, - будешь иметь бронь, другим - нельзя. Вот и имеем повестки. И это при том, что очень многие машинисты пошли воевать еще в начале войны. Среди нас было немало "АТОшников", только по нашей линии воюет около 25 машинистов. И, кстати, все живы!

– А что вам соответствуют ваши кадровики или руководство?

– Ничего не знают. Приходит бумажка из управы – и все! Представьте, что у начальника депо есть несколько заместителей: по ремонту, эксплуатации (то есть, главный над машинистами), и еще главный инженер.

“Так вот: нашему заместителю начальника депо, потому что главный над машинистами тоже пришла повестка, потому что оказалось, что не забронирован. Даже инструкторам приходят повестки!”

– Тем, кто должен готовить следующих машинистов?

- Именно так! Разрывают "цепочку" преемственности - а нас, машинистов, на весь Киев, если взять всех включительно с маневровыми, воюющими - максимум 700 человек. Сейчас нас, ездящих по линиям, не больше 500. И новых набрать не могут!

"У нас висит объявление: приводите друзей, знакомых, любого"

– Машинисты, насколько мне известно, должны довольно часто проходить медосмотры: если есть проблемы, скажем, с давлением – могут и комиссовать. Итак, имеют неплохое здоровье, и, соответственно, ВЛК проходят быстро?

– Не все. Я, к примеру, год назад проходил ВЛК, и неудачно: "ограниченно годный". Потому что у меня больное колено и не могу много ходить, да, в метро еще способен работать, а на поле боя - не гожусь. Хотели меня забрать в роту охраны там же, при ТЦК, но я им сказал – какая охрана, я же машинист метро. Сказали идти домой, и сейчас уже не вызывают.

– А в чем сложность с набором новых кадров на должность машиниста? Объявление об этом...

- ...а набрать - не могут, да. Это когда-то нельзя было устроиться к нам на работу. Сейчас у нас (в депо – ред.) висит объявление: кто имеет друзей, знакомых, которые бы согласились работать – пусть приходят! Хоть кто-нибудь, хоть кто угодно, чтобы пришел, и хоть что-то понимал. Учиться – год. Конкретно я с момента прихода в метрополитен и до момента, пока поехал сам, прошел 11 месяцев.

- Техническое образование или подготовка обязательны?

- Желательны, но необязательны: по нашей инструкции, достаточно иметь 11 классов образования.

– Отсутствие бронирования влияет на то, что люди не идут?

- непосредственно. Ведь когда они приходят на работу, устраиваться нужно также через ТЦК. И я именно так в свое время приходил на работу: сначала в "военкомат", берешь приписное, становишься на учет (а у нас даже при метрополитене на Дарнице есть "военный кабинет"). И получается, что человек обращается к нам, понимает, что ему нужно становиться на учет – а ведь он не забронирован! – и будет повестка.

- Тогда он говорит: "спасибо за внимание, пойду где-нибудь еще поработаю"?

– Так и есть. Народ не хочет "светиться". Это в частном секторе можно устроиться, чтобы никто не увидел тебя. У нас – наоборот. И когда приходит молодой 25-летний мужчина, его не забронируют в любом случае - и он "на виду", ему в любой момент через отдел кадров может прийти повестка, а не пойти воевать он не сможет. Следовательно, к нам никто и не идет! Плюс зарплата – мягко говоря, не погуляешь...

- Видел большой интерес к работе в метро со стороны женщин, и пишут, будто где-то в депо на Дарнице уже учится одна дама. А у них есть перспективы?

– За Дарницу не слышал, но машинисток у нас нет совсем и, насколько знаю, желающих тоже нет.

– А если придут – их примут на работу?

- интересный вопрос. Я вот жене говорю – давай, я тебя устрою. Отмахивается: видит меня после смены. Дело в том, что всю работу женщина не сделает. Если бы было так просто – сел и едешь! А есть и тяжелая работа. К примеру, у нас есть такое понятие, как "сделать латку": когда подвижный состав ломается прямо на линии, ты должен его ремонтировать. Понимать в кранах, резервуарах, еще есть гидравлика, электричество, схемы, и где-то полезть на колею спуститься, и "закоротки" поставить. Женщина этого не сделает.

– То есть, если прямо в момент движения происходит внештатная ситуация, машинист докладывает о проблеме – и сразу ее устраняет?

- Должен "сделать латку", и никто тебе не поможет. В крайнем случае приедет еще один машинист, двигающийся прямо за тобой, станет сзади в тоннеле. Это тоже под вопросом, и не все так просто – ведь надо спускаться на колею, открывать краны, работать ключом, "закоротки" на колею ставить. А оно – знаете же, как, – техника… работает не идеально. Какую-то дверцу и подергать надо, и ударить по ней. По-моему, женщина не справится. Тем более, у нас мужской коллектив, и есть понятие "ночных смен", когда мы на работе допоздна, последними поездами, а потом – утром первыми едем. Движение у нас начинается с 05:30 условно, а тебе нужно еще на линию выехать, включить подвижной состав. Для этого у нас есть комнаты отдыха. Разумеется, у каждого отдельная, и нам стелят там – но будет тяжело, поверьте. Ну – есть разные женщины, может, кто и справится. Моя жена точно не справится!

- Мобилизуют не самих машинистов, но и слесарей, техников, работающих с подвижным составом. Говорят, что будут закрывать часть депо на ст.м. "Лесная".

– Там не депо, а ПТО, "Пункт технического обслуживания". Это место, где ночуют подвижные составы, и там была бригада слесарей. Да, их сокращают - и график именно из-за этого "двигают", ведь поездов на линии станет меньше. Со слесарями это проблема: у них зарплата очень маленькая. Это машинистам "впритык" еще как-то можно протащить. А слесари... Если еще и семью имеют - знаете, как говорится, "не весь собранный". Прожить невозможно.

"Поезд сломался прямо на линии: бежал по заполненным вагонам, стягивал двери силой"

– Расскажите о состоянии самого подвижного состава – есть ли большие проблемы, чем до полномасштабной войны?

– Безусловно, стало гораздо хуже. Да и до войны было плохо – подвижной состав старый, и у слесарей такое себе отношение к вагонам.

- Как пассажир, скажу, что на "красной" линии я вижу те же вагоны, которые были, когда я пошел в среднюю школу.

– Так и есть. Поддерживать их все труднее. Ведь и запчасти негде брать – подвижной состав из России, у нас их не производят. Следовательно, есть потребность в "донорстве". Видите ли, нам поляки дали свои составы, у себя они их списали, а нам – отдали "на запчасти". А наши посмотрели: то, что они сюда дали, лучше того, что у нас есть! Их вагоны немного "подлампичили", адаптировали к нашей линии – и они ездят. Веселенькие, красненькие.

– Но я не слышал до сих пор о том, чтобы где-то поезда стояли по 20-30 минут. Значит ли это, что больших аварий нет?

– В смысле, нет? – Есть, и постоянно. И у меня в том числе пару недель назад такое случилось. У нас есть новейший состав, т.н. "Корюковский состав", это тот, что с острой "мордой", он такой один.

“И у меня он сломался прямо на линии. Я с пассажирами отправлялся со ст. "Кловская", и у меня пропал контроль двери”.

– Как это?

- В этом составе проблема с дверью – сама система задумана хорошо, но она слишком сложна и ненадежна. И у меня прямо на ходу открылась дверь, представляете?! Я застрял в час пик, в 17 часов. Отправился со станции с правого берега на левый, это у нас "1 путь" называется, и уже в тоннеле заметил проблему. Дело в том, что на каждой двери есть блокировка, и когда каждая из них заперлась, система об этом сигнализирует соответствующей лампочкой на панели, она и называется "контролем двери". Только тогда я могу уехать. И вот – я увидел, что все в порядке, поехал, и вдруг контроль исчез! Какая-то дверь сломалась. Я об этом вообще услышал впервые. И мне пришлось бежать в 4-й вагон по заполненным вагонам, стягивать дверь силой. Вот и ответ, почему бы женщина не справилась бы – вручную стянуть их надо мощно, еще и хорошенько ими ударить. И – быстренько пробежать! Представьте, 17-18 часов вечера, час пик, становится один состав – а значит, стала вся линия! Так и работаем.

– Вы вспомнили, что у машинистов небольшая зарплата. Расскажите, из чего он состоит и сколько получаете?

– Ситуация здесь позорная: у нас с началом войны забрали премию, она составляла где-то 20% от зарплаты. Это была стабильная выплата, которую иногда могли "по залету" забрать, или выплатить 15%. За время войны эти 20% нам если бы вернули, но уже не премиями, а заложили в тариф – и поначалу вроде бы даже стали больше получать. Но на выходе это маленькие средства. Я получаю до 30 тысяч – и это с выслугой лет (7 лет стажа) – плюс 10%, ІІІ класс – плюс еще 5%. В теории, я мог бы сдать на II класс, тогда прибавилось бы еще 5% оклада, еще пару тысяч до зарплаты. А молодой специалист, который только что сел в поезд, получит на руки около 25 тысяч.

- Выходит, еще один аргумент, чтобы не идти работать машинистом?

– Вот люди смотрят, что за все свои риски они получат 25-30 тысяч. А мой кум работает в обычной "пивнушке", пиво наливает из кегов. Имеет 35 тысяч в месяц – как так?! На рынке народ больше зарабатывает, когда яблоки продает, чем мы, работая со сложными механизмами, еще и проходя длительное и тяжелое обучение. Я уже планирую увольняться. Может, и туда... на базар.

На двух линиях подземки снимают сразу 8 поездов и закрывают пункт техобслуживания.

Напомним, недавно Информатор сообщал, что в киевском метро вынуждены уменьшать количество поездов на линиях из-за мобилизации их работников и отсутствия бронирования. На одной только "зеленой" линии метро с 1 июня снимут одно из 8 поездов (или четыре пары), и вместо 22 пар будут ездить только 18. Также критическая ситуация с депо: вероятно, с начала лета будет закрыт пункт технического обслуживания (ПТО) на ст.м. "Лесная". Это также уменьшит количество поездов на линии на 8 поездов.

Также мы рассказывали о том, что еще в среду, 29 мая 2024 года, должен был пройти аукцион по выбору компании, которая достроит метро на ж/м Виноградарь в Киеве. Но с этим придется подождать. Один из участников конкурса обратился с жалобой на условия торгов в Антимонопольный комитет. Заседание было назначено на 4 июня этого года. Потому пока нет выводов комитета, проведение тендера приостановили.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

No ad for you