Искусство, которое не только ужасает, но и лечит: в Киеве открылась выставка, посвященная Холокосту - фото

В Киеве открылась выставка "По живому", где работы художников и документальные видеоархивы проводят параллель между событиями в Украине 80 лет назад и сейчас

Открытие мемориальной выставки, посвященной Холокосту в Киеве
Холокост должен остаться в памяти навсегда, чтобы не допустить ужаса снова. Впрочем, иногда история себя повторяет. Фото Виталий Ухов

Выставочный проект "По живому", открывшийся к Международному дню памяти жертв Холокоста в Национальном историко-мемориальном заповеднике "Бабий Яр", отличается от других мемориальных экспозиций. Он связывает историческое прошлое Холокоста с настоящим Украины. Протягивает тоненькую, но ощутимую смысловую нить от кровавого ужаса, через который суждено было пройти еврейскому народу 80 лет назад, к бесчеловечным зверствам и пыткам в позапрошлогодних Буче и Гостомеле. И от спокойной тишины кладбища города Бердичев, в гетто которого погибла почти столетие назад прабабушка художника Матвея Вайсберга, ведет к кладбищам Киевщины, где и сегодня отпевают украинских героев.

В своих работах Александр Животков использует нетрадиционные материалы – картон, бумагу, марлю, песок, землю, пепел
В своих работах Александр Животков использует нетрадиционные материалы – картон, бумагу, марлю, песок, землю, пепел

Об открытии выставочного проекта "По живому" сообщило Минкультуры и информполитики на своем сайте. Главную идею высказали так: Холокост должен навсегда остаться в памяти, чтобы не повториться снова – поэтому нужно, чтобы история о зверствах передавалась от поколения к поколению. Сама же дата, 27 января, была выбрана для увековечения Холокоста символически - в этот день были освобождены узники крупнейшего нацистского лагеря смерти Аушвиц-Биркенау в Освенциме.

Выставка проходит в отреставрированном Центре живой памяти заповедника
Выставка проходит в отреставрированном Центре живой памяти заповедника "Бабий Яр". Фото Виталий Ухов

"Почему мы передали эту выставку именно через искусство? - Оно больше всего трогает наши сердца, и не только показывает ужасы, которые происходили, но одновременно и лечит, и дает возможность задуматься о человечности и о том лучшем, что мы должны в себе питать. А выставка "По живому" уникальна тем, что в ней объединились два известных в Украине и далеко за ее пределами художника: Александр Животков, передающий собственные ощущения через ткань и дерево, и Матвей Вайсберг, который сам имеет еврейские корни, а часть его семьи также погибла в гетто. Знаете, не зря говорят о еврейском народе: "они все выжившие". Это ощущение - оно уникально, и сочетание двух художников дает способность почувствовать боль через искусство", - рассказывает Информатору Роза Тапанова, директор Национального историко-культурного заповедника "Бабий Яр".

 

Художник Матвей Вайсберг, чьи картины "Кладбище города Бердичев", "Птица над Биркенау" и цикл "Семь дней" (1998-1999 годы) представлены в экспозиции, называет выставку "спонтанной, но мощной". Говорит: счастлив, что его работы эстетически и органично сочетались с произведениями Александра Животкова и создают ощущение, от которого в груди млеет сердце.

Telegram oembed: https://t.me/informator_live/1396

"Вот две работы рядом: "Кладбище города Бердичев", я почувствовал это, когда увидел его впервые. Там, знаете, мои родственники лежат - в частности, прабабушка, погибшая в Бердичевском гетто. А вот вторая: "Птица над Биркенау". Я был на "Марше Живых" в Аушвице-Освенциме, там я это увидел. И уже потом, в Киеве, нарисовал", - рассказывает Информатору художник.

"Птица над Биркенау" Матвея Вайсберга
"Птица над Биркенау" Матвея Вайсберга

Также на выставке представлены две видеоработы. Первая – из архивных документов самого Национального историко-мемориального заповедника "Бабий Яр". Ужасные фотоснимки документируют преступление против человечества, равного которому никогда не было до этого. Вторая – создана режиссером Олегом Сосновым на основе фотоснимков Александра Гляделова.

Кадры после деоккупации Киевщины до боли напоминают кинохронику 40-х годов. Фото Виталий Ухов
Кадры после деоккупации Киевщины до боли напоминают кинохронику 40-х годов. Фото Виталий Ухов

"Впечатление тот привез из Киевской области, он увидел ее сразу после оккупации. Все ужасы, которые там происходили... Главное - мы, когда проводим параллели с нынешней войной, хотим через живую память привлечь внимание к прошлому и его пониманию. Поскольку постичь его можно только через активную, живую, память", - объясняет Роза Тапанова.

Выставки о репрессиях интеллигенции и российской пропаганде

Напомним, ранее Информатор рассказывал о выставке, охватывавшей жуткие времена репрессий украинской интеллигенции "[Не]знищен[н]і". Она открылась в Музее выдающихся деятелей украинской культуры (дом-музей Леси Украинки). Боль и страдания культурных и общественных деятелей выставка передает через мультимедийные средства.

Также мы писали об интерактивной выставке о том, как работает российская пропаганда. Ее открыли на ст.м. "Золотые Ворота" в Киеве весной 2023 года. По планам этот новый инструмент противодействия пропаганде с XR-технологией сейчас выставляется в 5000 школ и общественных институтов в Украине и еще 20 странах мира.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube
Киев