За своего ребенка нужно бороться, как львам: чему научила история с избиением и буллингом 13-летнего парня в Киеве

Читати українською

Информатор пообщался о том, почему обычная киевская школа "провалила" тест на выявление буллинга с Настей Мельниченко, главой ОО "Студена", гостевой исследовательницей Принстонского университета

Читати українською
Почему не срабатывают меры, направленные на противодействие буллингу в школах
На сайте школы №81 Информатор нашел детальный план мероприятий по предотвращению и противодействию буллингу - но все это не сработало

Информатор пообщался о том, почему обычная киевская школа "провалила" тест на выявление буллинга с Настей Мельниченко, главой ОО "Студена", гостевой исследовательницей Принстонского университета

Вопиющий случай с избиением 13-летнего школьника, когда нападавшие нанесли парню повреждения внутренних органов, из-за чего ему пришлось делать операцию, поднимает перед обществом вопрос школьного буллинга, то есть травли. Дело в том, что, как подтвердил Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец, именно этого мальчика давно и систематически подначивали сверстники. В школе №81, где произошел трагический инцидент, якобы ответственно относились к обязанностям по борьбе с буллингом - но ребенка это не уберегло. Информатор решил детально исследовать тему буллинга вместе с гостевой исследовательницей Принстонского университета в США, главой ОО "Студена" Настей Мельниченко.

Кратко о самой истории: мать парня выложила в Facebook подробности об избиении, добавив фотографии с последствиями. 13-летний школьник учится в школе №81 (микрорайон Березняки в Киеве) на инклюзивной форме обучения, поэтому на уроках рядом с ним присутствует ассистент учителя. Впрочем, во время перерыва с одноклассниками произошел конфликт – в результате парень получил повреждение. Об инциденте он умолчал, а мать увидела последствия примерно через неделю, увидев, что нога подростка увеличилась в размерах в полтора раза.

Причем речь идет именно о школьном буллинге. Об этом сказал Омбудсмен Дмитрий Лубинец, посвятив школьнику отдельный пост в соцсети: мать парня попросила его взять дело под личный контроль. Он открыл по факту избиения производство, и обратился в ГУ Нацполиции Киева, чтобы следователи выявили все эпизоды возможного жестокого обращения с ребенком.

“Несмотря на неоднократные жалобы матери, администрация школы не приняла меры по созданию безопасных условий для получения образования.", – написал Лубинец.

В самой школе буллинг не замечали. Об этом даже отдельно высказалась и.о. директора Елена Фиголь - говорит, якобы, о травле парня заявляет только мать, "но факт буллинга не установлен". В том, была ли травля системной, будет разбираться прокуратура и следственные полиции - в любом случае, кто-то и должен понести ответственность.

Но характерно, что на сайте школы №81 Информатор нашел детальный план мероприятий по предотвращению и противодействию буллингу: на трех страницах изложены приказы, совещания с педагогическим и техперсоналом, обсуждение с учениками, создание стендов, проведение информационных акций, выступления на родительском собрании и т.д. Теме буллинга посвящали даже "имитационные игры" для младших школьников, "недели толерантности" и конкурсы плакатов против школьного насилия. Кстати, некоторые из этих мероприятий – именно за подписью Елены Фиголь, работающей заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Впрочем, все это не помогло. Почему самая обычная киевская школа "провалила" тест на обнаружение буллинга, мы спросили у Насти Мельниченко, главы ОО "Студена", гостевой исследовательнице Принстонского университета (США).

- Что можете сказать об этом конкретном случае с 13-летним парнем?

– Сегодня закон возлагает на все школы обязанности по внедрению антибуллинговых мер. Насколько качественно это делается – мы не знаем. У вас на сайте сказано, что именно эта школа имела политику реагирования на буллинг – но по описанию понятно, что они просто взяли положение по противодействию буллингу от МОН, – и запулили на свой сайт.

– В чем видите системность проблемы?

- борьба с буллингом требует комплексных изменений, общешкольного подхода. И это – единственный эффективный подход: ничего не получится, если работать либо только с жертвами, либо – только с нападавшими. Это должны быть системные изменения на уровне школы. Поэтому украинские школы это очень пугает, но ничего лучше социальные и образовательные психологи не придумали. Это – реально то, что работает.

– Что такое "общий школьный подход"?

– Над проблемой надо работать комплексно, задействовать туда директоров, учителей, вспомогательный персонал, родителей, всех детей. За буллинг ответственная школа, и если буллинг произошел, то школа – недоработанная. Что-то возбуждено. Возможно, в организационной культуре, школьной атмосфере... Как выстроены отношения между дирекцией и учителями, между учителями и детьми и родителями? Какие ценности показывает школа? Учителя? Нельзя решить проблему буллинга, просто отругав агрессора, или сказав жертве - "давай, меняй поведение, тогда тебя не будут булить". Это так не работает.

– Сейчас в дело вмешалась прокуратура, идет следствие. Это обычная ситуация?

– Прокуратура вступает в силу, когда уже буллинг является уголовным правонарушением, и – как в этом случае – нанесены телесные повреждения. Но буллинг кроме этого случая еще такой, который даже не признают: он "реляционный", или в отношениях. Когда ребенка игнорируют, не берут в группу, распускают о нем слухи. И он наиболее болезненный, даже хуже в плане воздействия на психику, чем когда ребенка избивают. Это неявный буллинг, между тем разрушительный для психики. Но с ним не пойдешь в прокуратуру, то есть нужны другие механизмы преодоления.

– Что делать родителям?

- Прежде всего, установить доверительные отношения с детьми, чтобы те не боялись говорить о том, что с ними происходит в школе. Ни в коем случае не должно быть осуждения, фраз типа "неужели ты слабак, не можешь дать сдачи?" - или аналогичных странных реакций. Они отвлекают ребенка о чем-то рассказывать, потому что если в семье есть убеждение, что в школе травят только "слабаков", то ребенок будет молчать.

Во-вторых, родители должны уметь правильно выслушать, валидизировать чувство. Обычно травят детей, у которых очень мало социальных контактов в школе. Универсальное правило, объединяющее практически всех жертв буллинга – это не очень сильная позиция в коллективе, нехватка друзей. Или если ребенок не умеет коммуницировать, перестраивать социальные связи – тогда он имеет больше шансов попасть в ситуацию буллинга.

Соответственно, родителям нужно создавать условия, при которых ребенок сможет развивать эти социальные навыки, развивать социальные связи внутри класса. Важно: когда уже складывается такая ситуация – за ребенка надо бороться, как львам! Немедленно идти в школу, требовать, чтобы школа реагировала хотя бы по закону. Также родители сами могут подать заявление в полицию.

– Это поможет?

- Полиция повлияет на школу, если та не реагирует на заявления родителей. Школа любые сообщения о буллинге должна направлять именно в полицию, а не только "в некоторых случаях". Но, как я вижу по статистике, только в 3,9% случаев школы обращаются в полицию.

Отметим, что Настя Мельниченко является автором книг "Понять (и одолеть) буллинг" издательства Vivat, который пригодится скорее для широкого читателя, и методические рекомендации "Школа без травли: противодействие традиционному буллингу" - для учителей директоров и администрации школ, издательство "Тезис". Также она – автор курса "Школа без травли. Учителю” и «Школа без травли. Родителям" на Дія. Освіта.

Находят боеприпасы и попадают в ДТП: инциденты с детьми в Киевской области

Напомним, недавно Информатор писал о том, что в городке Белогородка Бучанского района мальчик проглотил пулю. Ребенка доставили в больницу и после обследования опасный предмет изъяли из тела. Зачем школьник вообще экспериментировал с пулей, объяснить он так и не смог.

Также мы рассказывали, что в селе Калиновка Киевской области водитель сбил несовершеннолетнего, который ехал по улице на мопеде. Водитель легковушки совершал маневр разворота и не предпочел в движении мопеду Suzuki под управлением 16-летнего школьника. В результате столкновения, 15-летний пассажир мопеда получил телесные повреждения. Его доставили в медицинское учреждение для оказания необходимой помощи. Пока угрозы его жизни и здоровью нет.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.