ТРЦ Киева превратились в рынок нелегальных вейпов для детей

Журналист-расследователь зафиксировал незаконную торговлю вкусовыми электронками в Метрограде, Ocean Plaza, River Mall, Sky Mall и Глобусе

ТРЦ электронные сигареты дети табачные изделия
Несмотря на запрет продаж, островки с электронными сигаретами есть во многих торговых центрах, и сколько лет покупателям - никого не интересует. Фото: Евгений Плинский

Вкусовые одноразки стали привычным товаром возле фудкортов и супермаркетов Киева. Хуже всего, что торговля запрещенными табачными изделиями распространяется и на детей, хотя по закону продажа этих товаров запрещена лицам до 18 лет. Впрочем, в торговых центрах Киева свободно торгуют электронными сигаретами с ароматизированными вкусами, несмотря на законодательные запреты. 

Об этом в своем Telegram-канале сообщил журналист-расследователь Евгений Плинский. Он лично зафиксировал нелегальную продажу таких изделий детям в не менее пяти популярных ТРЦ столицы. По его словам, в Метрограде работают три точки сети Tobacco and Vape, которые беспрепятственно продают подросткам запрещенные электронные сигареты Elfbar. 

В ТРЦ "Ривермол" на минус втором этаже, возле "Сильпо" продавцы выдают одноразки "из-под полы" даже 12-летним детям, не проверяя документы. В ТЦ Скаймол на нижнем этаже также осуществляют продажу без контроля возраста, принимая оплату на карточку. В Ocean Plaza точки той же сети Tobacco and Vape торгуют контрабандным товаром, не платя налогов. А в ТЦ "Глобус", в магазине CLOUD 21, Elfbar выставлены прямо на витрине - напротив "Пузатой Хаты" и "Столичной ювелирной фабрики".

Автор сообщения отмечает, что ни одна из точек не спрашивает документы и не скрывает товар. Оплата производится под видом "продуктов" или "товаров для дома". Все это происходит при полном бездействии со стороны налоговой службы, Нацполиции и Бюро экономической безопасности.

"Нелегальный химический товар, ввезенный мимо таможни (чистая контрабанда) и проданный без уплаты налогов - на глазах у всех. Все видят, но молчат. Только вздрагивают, когда читают статистику, что каждый третий подросток ходит с этими "одноразками", - отмечает Евгений Плинский.

А продажи действительно проходят на фоне шокирующей статистики: по данным международного опроса HBSC, в Украине 30% 17-летних уже имеют опыт регулярного потребления электронных сигарет. В целом, среди школьников 11-17 лет 20% когда-либо употребляли вейпы, а 12% делали это в течение последнего месяца. С возрастом доля курильщиков стремительно растет: в 15 лет курит каждый пятый, а в 17 – уже каждый третий.

Медики предупреждают: никотин, который содержится и в электронках, вызывает сильную зависимость, официально признанную психическим расстройством, и вредит развитию мозга и нервной системы подростков. Кроме того, электронные сигареты содержат токсичные вещества – формальдегид, диацетил, тяжелые металлы, которые провоцируют болезни легких, сердца и могут иметь канцерогенный эффект. В Центре общественного здоровья отмечают: даже так называемые безникотиновые вейпы нередко содержат психоактивные вещества, а их аэрозоль вредит как курильщику, так и окружающим.

Какие ТРЦ предпочитают киевляне

Информатор рассказывал, что жители столицы начали проводить в ТРЦ меньше времени, но тратят больше – и именно это стало залогом новой фазы роста. Наиболее стабильный трафик находится в крупных и хорошо позиционированных торговых центрах Киева. Среди них эксперты выделяют River Mall и Respublika Park как самые успешные проекты - они демонстрируют полную заполненность площадей, стабильный поток клиентов и уже вернувшиеся доходы не только до довоенного, но и даже доковидного уровня.

Для киевлян такие ТРЦ стали не только местом покупок, но и своеобразными социальными пространствами, имеющими постоянную аудиторию и инфраструктуру для отдыха. При этом изменилось и поведение посетителей: среднее время пребывания сократилось с более часа до примерно 50 минут, количество посещенных магазинов - с 3-4 до 2-2,5.

Также мы писали, что один из ключевых факторов, вернувших киевлян в ТРЦ – это стабильное наличие электроэнергии во время обесточений. Как отмечала коммерческая директор отдела недвижимости Dragon Capital Наталья Кравец, жители столицы все чаще воспринимают торговые центры как временный "оазис комфорта" - здесь работает свет, интернет и есть возможность переждать блекауты в тепле. По ее словам, количество таких посетителей за год выросло с 3% до 10%, а в выходные — еще больше.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать