Жители столицы стали проводить в торговых центрах меньше времени, но успевают потратить больше денег
Несмотря на полномасштабную войну, торговые центры столицы и Киевской области не только выстояли, но и продолжают активно развиваться. Часть объектов восстанавливается после повреждений, строятся новые, а главное, что киевские ТРЦ снова заполнены людьми. Но нынешние нелегкие времена вносят свои коррективы, и успех торговых центров определяют новые факторы.
По словам председателя Украинского совета торговых центров и операционного директора Budhouse Group Максима Гаврюшина, потребители начали проводить в ТРЦ меньше времени, но тратить больше денег – и именно это стало залогом новой фазы роста, сообщает Ассоциация ритейлеров Украины. Наиболее стабильный трафик наблюдается в крупных и хорошо позиционированных торговых центрах Киева. Среди них эксперт выделяет River Mall и Respublika Park как самые успешные проекты – они демонстрируют полную заполненность площадей, стабильный поток клиентов и уже вернувшиеся доходы не только до довоенного, но и даже доковидного уровня.
Для киевлян такие ТРЦ стали не только местом покупок, но и своеобразными социальными пространствами, имеющими постоянную аудиторию и инфраструктуру для отдыха. При этом изменилось и поведение посетителей: среднее время пребывания сократилось с более часа до примерно 50 минут, количество посещенных магазинов - с 3-4 до 2-2,5.
В самой столице новое строительство идет менее активно, в основном, запускаются вторые очереди уже имеющихся объектов. В Киевской области возводят сразу несколько крупных торговых центров в формате "Эпицентр". По прогнозам УРТЦ, в 2025 году в Украине откроется 14 новых ТРЦ, из них часть — в столичном регионе.
Впрочем, эксперты предупреждают: без стабильного спроса новые ТЦ рискуют превратиться в dead malls – объекты без достаточного количества арендаторов. Уже сейчас в Киеве есть примеры ТРЦ с вакантностью до 80%, хотя средний показатель по стране составляет 4-5%. Строительство и спрос – не одно и то же, и каждый новый проект нуждается в продуманном подходе к арендной стратегии.
Инвестировать в ТРЦ стало дороже, отмечает эксперт. Строительство укрытий – теперь обязательное требование. Для торгового центра площадью 20 тыс. кв. м это означает примерно 3 тыс. кв. м укрытия, а следовательно, более 3 млн. долларов дополнительных затрат. Новые строительные нормы требуют также расширенной инфраструктуры, например, более 100 туалетов в зоне укрытия для небольшого ТРЦ.
При этом выросли зарплаты строителей, подорожала логистика и инженерное оборудование, что удорожало проекты на 20–30%. Но это не повлияло на арендные ставки, определяемые платежеспособностью арендаторов, а не расходами девелопера. У киевских ТРЦ аренда варьируется от $5 до $400 за кв. м: самые дорогие локации – это “островки” с высоким трафиком, а самые дешевые – верхние этажи. В редких случаях ставка формируется как процент от оборота, а не фиксированная сумма.
Несмотря на рост числа украинских fashion-брендов, якорными арендаторами остаются преимущественно международные компании. Супермаркеты в основном украинские, но большие площади в 800–1000 кв. м заполнить отечественным fashion-ритейлом пока сложно – наши бренды обычно арендуют 100–300 кв. м. Впрочем, украинские компании быстро адаптируются: появляются новые форматы, увеличивается количество офлайн-точек, и даже возврат Zara или H&M не выбивает украинцев с рынка. Напротив, трафик растет, потому что покупатель приходит за одним, а покупает еще что-нибудь в соседнем магазине.
Информатор сообщал, что один из ключевых факторов, вернувших киевлян в ТРЦ – это стабильное наличие электроэнергии во время обесточений. Как отмечала коммерческая директор отдела недвижимости Dragon Capital Наталья Кравец, жители столицы все чаще воспринимают торговые центры как временный "оазис комфорта" - здесь работает свет, интернет и есть возможность переждать блекауты в тепле. По ее словам, количество таких посетителей за год выросло с 3% до 10%, а в выходные — еще больше.
В то же время в торговых центрах остро ощущается влияние воздушных тревог: как только раздается сигнал, кинотеатры и детские зоны почти мгновенно пустеют, и большинство людей не возвращаются. Шоппинг менее чувствителен, ведь часто покупатели успевают завершить покупки до перехода в укрытие.
Также мы писали, что в киевском ТРЦ Retroville открылся новый якорный арендатор, магазин Эпицентр Express. Это первый магазин этого ритейлера в формате отдельного арендатора среди крупных столичных мегамолов. А сами переговоры с Эпицентром, говорят, были очень быстрыми.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.