Почему ливни в Киеве приводят к потопам: эксперт назвала три основные причины

Читати українською

О возможных причинах потопа в столице 15 июня рассказала экологический аудитор Татьяна Лампика, по ее словам, проблема касается многих крупных городов в Украине

Читати українською
Экологический аудитор Татьяна Лампика
Плавающий единорог в Киеве. Фото: Алина Кондратенко/Facebook

О возможных причинах потопа в столице 15 июня рассказала экологический аудитор Татьяна Лампика, по ее словам, проблема касается многих крупных городов в Украине

Плотная застройка в больших городах, неправильное использование и недостаточная очистка сливников, а также отсутствие растений – это три главные причины потопов, один из которых произошел 15 июня в столице. В Киеве сегодня улицы превратились в реки, кое-где провалился асфальт, а из сливников били метровые гейзеры. Проблема с ливневой канализацией на территории крупных городов существует не один год и, к сожалению, будет еще существовать достаточно долго, потому что не все причины можно устранить в один момент. 

Об этом в эксклюзивном комментарии Информатору рассказала экологический аудитор Татьяна Лампика. Отметим, что наибольшие проблемы в Киеве сегодня испытали центральные районы, где за последние годы появилось не одно современное ЖК.

«Строительные нормы соблюдаются на бумаге, но они отсутствуют в реальной жизни. То есть объясняются потопы большим количеством новой застройки и просчетами, сделанными таким образом, чтобы получить разрешения на строительство и подключение к канализациям. И это наиболее вероятное объяснение сложившейся ситуации», – объясняет Лампика, имеющая первое образование в сфере технологии строительства.

Она разъясняет, что вся подземная канализация под крупными городами, которые были застроены до 2000-х годов, должна выдерживать определенное количество ливневых и канализационных стоков. Но все эти системы рассчитаны на определенные объемы. И эти объемы уже тогда шли с дополнительными кубометрами в расчете на то, что будут какие-нибудь застройки, с учетом планов на 10-15 лет. 

Но за эти годы количество застройки велось столь активно, проводились достройки и перестройки, которые не учитывали оказанное давление на существующую канализационную систему. 

«Мало того, разработчики еще грешат тем, что могут принуждать, чтобы получить разрешение, например, сказать, что объема будет немного меньше, сделать просчеты, используя неправильные коэффициенты и т.д. Есть определенные шаги влево-вправо, чтобы сделать нужный объем, который затем будет увеличен с запуском эксплуатации здания», – объясняет она.

Лампика к этой же проблеме относит несанкционированное строительство, ведение специализированного бизнеса (например, автомойки, парикмахерские, рестораны и т.п.), который использует большие объемы воды, что также потенциально может усиливать давление на канализационные системы или ливневки, так как не все предприниматели являются добросовестными и соблюдают правила по запрету сбрасывать технические воды в ливневки. Напротив, большое количество такого рода бизнесов вообще может подключаться не к общей системе канализации, а сбрасывать свою техническую воду через сливники. Отсюда и появляются неконтролируемые объемы воды, которые приводят к проблемам во время осадков.

Еще одна проблема — невозможность прочистки ливневой канализации, что приводит к набиранию воды, гейзеров и других «водопадов», которые могут вызвать оползни или большие дорожные аварии. К примеру, на определенных участках территории сливники невозможно прочистить, ибо она была или замурована или в каких-то случаях и местах не продумана до конца для того, чтобы ее можно было прочищать время от времени (например, дорожные сливники).

И такие проблемы являются хроническим заболеванием в основном для крупных городов. Даже в других странах. Ибо и там расчеты могут быть устаревшими, а системы – не справляться с современными изменениями. Периодически так же затапливает американцев или итальянцев, но на примере крупных городов Украины видим, что проблемы не являются периодическими, а системными, добавляет эксперт.

«А если проблема будет наблюдаться системно, то можно с уверенностью сказать, что всё-таки канализационные системы не могут справиться именно с большим количеством застройки, например, за последние годы. И надо перепланировать, перестраивать всю канализационную систему, чтобы избежать таких потопов в дальнейшем», – рассказывает Лампика.

Третья, и более актуальная неувязка — уничтожение растительности, недостаточное количество деревьев, которые поглощали бы и удерживали большие объемы осадков. И, напротив, чем больше растительности, тем больше водопотребление ими.

«То есть все эти осадки очень интенсивно всасываются в почву, забираются зелеными насаждениями, которые находятся на конкретной территории. А если оно застроено, вместо грунта — асфальт, и все осадки накапливаются и не убираются с поверхности. Это то же самое, как открыть кран — и направить воду напрямую в сливную трубу. А теперь, например, у тебя вода идет с опозданием. Потому что слив прикрыт или вовсе закрыт пробкой. И вода накапливается (например, на крышах) — и идет через сливные трубы в общую систему уже в больших объемах. Она идет неравномерно, собирается из разных мест и потом уже под напором и с большим давлением рвет те трубы. И здесь надо учитывать засоренность и другие вещи, которые так же приводят к авариям, которые мы потом имеем возможность видеть на примере той же ситуации в Киеве», – добавила Татьяна Лампика.

Какой беды натворил ливень 15 июня в столице

Мощный ливень в Киеве 15 июня обернулся тем, что вызвал непроездные пути, задержки в движении транспорта, провал дорог и разрушение асфальта на улице Антоновича в Голосеевском районе Киева. Кое-где затопило даже переходы и магазины в них. 

На некоторых участках, где скапливалась вода, она гейзером выталкивала наружу воду. Впоследствии в КГГА сообщили, что городские службы работают над ликвидацией последствий непогоды в усиленном режиме. По словам представителей городских властей, система дождевой канализации не может сразу справиться, ведь не рассчитана на количество осадков. Гидрослужбы «Киевавтодора» устраняют подтопления по нескольким улицам Голосеевского, Дарницкого, Деснянского и Днепровского районов. А также дежурят на местах возможных подтоплений.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.