Британская организация HALO Trust, занимающаяся разминированием, применила формулировку, в которой нет и намека на взрывоопасность территорий, однако есть рекомендация не возвращаться домой
У киевлян возникли претензии к наружной рекламе, размещённой в вагонах столичного метро. Ни фотография, ни текст на баннере от британской общественной организации, помогающей с разминированием деоккупированных территорий, не соответствуют главной цели – предупредить о минной опасности на них. Более того, месседж читается как то, что возвращаться не стоит, ведь это опасно, и угрозу могут нести не только мины, но и люди.
О странном и некорректном воплощении "заботы" об украинцах, стремящихся наконец оказаться дома, сообщил Центр прав человека Zmina. На рекламном баннере изображены женщина с детьми, завернутые в украинский флаг, и надпись "После деоккупации территории могут представлять угрозу". Чуть ниже – “Не спеши возвращаться! Сохрани жизнь, которую защищают каждый день”.
Авторство баннера принадлежит британской общественной организации HALO Trust, занимающейся гуманитарным разминированием территорий, освобожденных от оккупации. Впрочем, ни текстового предупреждения о минной опасности, ни хотя бы изображения мин или других взрывоопасных предметов в нем нет. Воспринять изображение, которое ежедневно видят тысячи пассажиров метро, можно как угодно, но не так, как надо, и самое плохое то, что оно вызывает у людей ощущение опасности, не связанное с прямой угрозой.
Украинские правозащитники считают, что такая коммуникация с украинцами только вредит. И HALO Trust стоило бы нанять специалистов, которые разбираются в том, как удачно и вежливо подать месседжи. Потому что получилось криво, некорректно и даже вредно.
“На фото женщина с детьми. Текст – об опасности деоккупированных территорий. Этот месседж может быть прочитан как "не стоит деоккупировать, потому что опасно". И ни слова о том, что речь идет о минной опасности”, - отмечает адвокационный директор Центра прав человека Zmina Алена Лунева.
По мнению основательницы Крымского правозащитного центра "Действие" Александры Дворецкой, дело здесь не только в непрофессионализме, но и в отсутствии ощущения контекста и солидарности с украинским обществом. А это характерно для тех, кто здесь никогда не жил и не собирается.
“Украина говорит о важности устойчивости граждан, возвращении, поддержке людей на деоккупированных территориях. В настоящее время американская организация The HALO Trust, в том числе The HALO Trust Ukraine, за деньги доноров на помощь Украине распространяет в метро говорящее противоположное рекламу - возвращаться на деоккупированные опасно (хотя, на деоккупированных уже долгое время идет работа по разминированию и восстановлению). Картинка говорит, что представляют угрозу - люди”, - отметила Александра Дворецкая.
В организации HALO Trust на возмущение правозащитников предоставили официальный ответ в стиле "вы говорите, а нам свое делать". Во-первых, здесь сообщили, что их основная миссия – спасать жизнь и гарантировать безопасность. Во-вторых, обнародовали результаты собственной работы, а это более 7 млн. кв. м очищенной земли и изъятие более 35 тысяч взрывоопасных предметов с 2022 года. В-третьих, выразили сожаление, что призыв об осторожности на баннере люди восприняли как суровое предостережение.
Впрочем, на этом история с неудачной коммуникацией, похоже, не завершилась. Правозащитники требуют ответа на вопрос, планирует ли HALO Trust исправить ошибки и заменить баннеры, сколько их вообще и на какой срок они размещены в метро, кто финансировал эту информационную кампанию. Кто-то уже успел обвинить организацию в стигматизации жителей оккупированных территорий. Но, как отметил в комментариях один из подписчиков, главная ошибка в том, что на баннере нет слова "осторожность", однако есть четкая рекомендация: возвращаться на деоккупированные территории опасно.
Информатор рассказывал о скандале из-за рекламы украинского языка в Киеве с использованием фото расстрелянного русскими героя Мациевского. На билбордах был призыв переходить на государственный язык, написанный на фоне фотографии Героя Украины Александра Мациевского, которого россияне казнили за слова "Слава Украине!" в оккупированном Соледаре в декабре 2022 года. Какая связь между расстрелянным украинским военным и привлечением внимания к важности говорить по-украински, в рекламе не объяснялось.
Также мы рассказывали, что в мае в Киеве убрали билборды с рекламой горячей линии социальной помощи, вызвавших недовольство пользователей. На рекламных щитах была информация о номере психологической поддержки. Вот только тексты типа "Будет только хуже" или "Из депрессии не выйти" возмутили киевлян.
Основательница горячей линии - журналистка Янина Соколова - извинилась за эту историю. Также она отметила, что берет на себя всю ответственность за скандал, хотя противоречивые тексты на билбордах – это идея рекламного агентства.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.