Тендер на поставку активного сетевого оборудования, являющегося нервной системой столичной подземки, вызвал волну жалоб и вопросов, оставшихся без ответа
КП "Киевский метрополитен" объявил масштабный тендер на закупку активного сетевого оборудования для систем телемеханики. Сумма впечатляющая – более 9,6 миллиона евро без НДС, но речь идет об оборудовании, без которого работа метро невозможна. И хотя закупка предполагает модернизацию критической IТ-инфраструктуры столичной подземки, сама процедура вызвала целый ряд жалоб и обвинений в дискриминации участников.
Объявление о продаже было размещено в электронной системе публичных закупок Prozorro. Конечный срок подачи предложений – 7 мая, а уже на 8 мая назначен аукцион. Однако у потенциальных участников остается много вопросов относительно процедуры, более того, сейчас на рассмотрении находится жалоба на дискриминационные требования тендерной документации от одного из них.
Дело в том, что потенциальные поставщики обратили внимание на то, что требования к оборудованию сформулированы настолько узко, что отвечает им фактически только один производитель – компания Ribbon Communications. делая невозможным участие других игроков с равноценными решениями. На странице тендера в Prozorro опубликовано более десяти обращений, где прямо указано на потенциальное ограничение конкуренции. В частности, указывается на то, что требования к маршрутизаторам и модулям расширения сводят выбор к конкретному продукту одного бренда, делая невозможным участие других игроков с равноценными решениями.
Речь идет об оборудовании, которое не видит пассажир, но без него невозможно представить современное метро. Системы телемеханики позволяют автоматически управлять многочисленными техническими процессами: передачи сигналов между подстанциями, управлением вентиляцией, питанием, мониторингом аварийных ситуаций и обеспечением связи. Активное сетевое оборудование является своеобразной "нервной системой" метрополитена, связывающей в единую сеть десятки объектов и систем, часто расположенных на большом расстоянии друг от друга. От ее стабильной работы зависит не только комфорт, но и безопасность пассажиров.
Относительно вопросов закупки, особую обеспокоенность вызвало и то, что компания Ribbon Communications, чье оборудование фактически описано в техническом задании, согласно открытым источникам, имеет представительства и сервисную поддержку на территории РФ, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. По мнению заявителей, закупка такого оборудования противоречит как закону "О публичных закупках", так и закону "О санкциях", ведь может создавать угрозу национальной безопасности и репутационный риск для государственного заказчика. Вопрос об этих рисках также был опубликован на Prozorro, однако по состоянию на 6 мая никакого ответа на него так и не появилось.
Дополнительные замечания касались технических деталей: количество лицензий не соответствует количеству устройств, в спецификации предусмотрены интерфейсы и протоколы, которые почти не используются в современных системах, а также требования к габаритам, которые, по словам участников, создают впечатление "заточенности" под одно конкретное устройство. Все обращения, несмотря на обоснованные ссылки на законодательство, технические аргументы и предложения по адаптации требований для допуска большего количества производителей, были отклонены. В ответах метрополитен отметил, что спецификация не дискриминационная, а требования сформированы с учетом особенностей объектов, существующей сети и потребностей унификации.
Некоторые вопросы остались без ответа вообще. В частности, кроме темы рисков, связанных с РФ, не была прокомментирована и ситуация с банковской гарантией в 280 тысяч евро. По действующему валютному законодательству Украины расчеты должны осуществляться исключительно в гривне, поэтому участники просили уточнить, можно ли предоставлять обеспечение в иностранной валюте. Реакций не последовало.
В целом, метрополитен планирует получить один большой комплект оборудования с доставкой, монтажом, пусконаладочными работами и обучением персонала. Срок поставки намечен до конца 2026 года. Конечно, если 8 мая тендер, вызвавший справедливые вопросы о реальной конкуренции, состоится.
Напомним, Информатор рассказывал о том, что КП "Киевский метрополитен" производит закупку ревунов. Это элементы звукового предупреждения работников метрополитена при закрытии металлоконструкций на станциях метро. Речь идет, в том числе, о тяжелых защитных герметичных дверях, перекрывающих тоннели и станции, вестибюлях и вентиляционных шахтах метро на случай наступления разного рода внештатных ситуаций.
Также мы писали, что подземка закупит 86 кондиционеров разного типа, в том числе и на случай аварийных ситуаций, когда другие системы охлаждения недоступны. Это портативная модель, не требующая монтажа, имеет колеса для перемещения и работает от обычной розетки. Ее можно оперативно использовать во временных помещениях или при аварийных ситуациях. Стоимость закупки составляет 1,24 млн. грн.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.