Даренные кони: сколько Киев заплатил за то, чтобы Кличко покатался в красном вагоне метро

Читати українською

Если подвести стоимость доставки подвижного состава, полученного в качестве помощи в Варшаве, в Киев, его ремонт и оборудование дорогими тележками, можно получить общую цену 7-8 новеньких вагонов подземки

Читати українською
Виталий Кличко потратил на доставку гуманитарной помощи в виде вагонов до трети миллиарда гривен
Виталий Кличко лично проверил, подходят ли красным вагонам тележки, которыми их оборудовали в Киеве

Если подвести стоимость доставки подвижного состава, полученного в качестве помощи в Варшаве, в Киев, его ремонт и оборудование дорогими тележками, можно получить общую цену 7-8 новеньких вагонов подземки

Виталий Кличко 4 апреля отчитался о выводе на маршрут "зеленой" ветки столичного метро уже второго поезда из вагонов, передаваемых Киеву мэрией Варшавы. Протестовал и написал на официальном сайте: вагоны понравились, удобны и хороши. Впрочем, учитывая стоимость восстановления вагонов, их состояние, а также цену доставки в Киев из Варшавы - возникает вопрос о целесообразности такого подарка. Да, "дареному коню в зубы не заглядывают", но вся история с просьбой о передаче вагонов в столичную подземку из Польши была изначально идеей одного человека: Виталия Кличко.

200 млн грн за транспортировку из Польши

Городской голова пишет, что на маршрут выпускают уже второй поезд из подаренного Киеву подвижного состава. Это – десяток вагонов. Всего Киев получил 60 единиц, и на первый взгляд это действительно щедрое предложение. Если не вдаваться в детали - а именно транспортировка их в столицу стала в сотни миллионов гривен.

Так, Информатору удалось найти тендер, объявляемый КП "Киевский метрополитен" еще в сентябре 2023 года на "транспортно-экспедиционные услуги по организации международной перевозки груза автотранспортом". В технической документации говорилось именно о доставке вагонов метро в Киев: указывалось, что речь идет о перевозке 24 вагонов моделей "81-572" и "81-573", вес которых составлял 33,5-34 тонны.

Спецоперация по их доставке из Варшавы в Киев, которую провело ООО "Порто Трейд", стала городскому бюджету в 75,8 млн. грн. А это, отметим, - всего треть от всего подвижного состава, доставленного в Киев. Следовательно, окончательная сумма за транспортные услуги могла составить около 200 млн. грн.

Дефицитные тележки для вагонов

Второй вопрос – восстановление вагонов. Ряд пабликов писал о "различных условиях эксплуатации подвижного состава" в Киеве и Варшаве, указывая на износ подвижного состава. И это же отмечалось официально в самом метрополитене - лишь более осторожно: "Несмотря на то, что подвижной состав одной серии, есть много разногласий".

Транспортные паблики подмечали также техническую деталь, о которой известно только специалистам железнодорожной сферы: ширина путей в метро Варшавы составляет 1435 мм. А в Киевской подземке она шире – 1520 мм, так же, как и на обычной железной дороге. Кстати, именно поэтому вагоны везли автовозами, а не перегоняли по железной дороге: разная ширина путей требует разных тележек, на которых будут ехать вагоны.

Отметим, что именно тележки являются одним из самых дорогих и изнашиваемых элементов в вагоне. Закупка их для 60 вагонов сразу стоила бы еще сотен миллионов гривен - вероятно, поэтому в сообщении от августа 2023 года, рассказывая о получении очередной партии польских вагонов, в КП "Киевский метрополитен" усердно сообщили: специалисты предпринимателя " изучают полученные ранее вагоны".

"Полученный подвижной состав будет использоваться в первую очередь как технический донор. Также благодаря этим вагонам сформируют резерв запчастей для последующих ремонтов действующих поездов столичного метро", - написали в КП.

Можно предположить, что как раз тележки и стали главной проблемой. В своем сообщении от 4 апреля о "удобных вагонах" Кличко утверждает - еще часть из полученных вагонов адаптируют и добавят к подвижному составу, в частности, речь идет еще о 2 вагонах "до конца лета этого года". И нам удалось найти тендер, объявленный за день до поездки мэра в удобном красном вагоне.

30 млн за комплектующие на два поезда

Так, Информатор нашел в датабазе ProZorro объявление о проведении тендера, обнародованное в среду, 3 апреля. Согласно ему, столичный метрополитен планирует приобрести оборудование и тележки (один из самых дорогих и изнашиваемых элементов в вагоне) для по крайней мере десятка вагонов. Сам тендерный аукцион назначен на 15 апреля, а начальная сумма составляет около 29,5 млн грн.

КП "Киевский метрополитен" будет заказывать 7 передних и столько же задних рам тележки для модели "81-717" (это так называемые "номерные" вагоны – именно такие Киеву передал Варшавский метрополитен). Также дозакажет 5 передних и задних рам для вагонов, курсирующих по киевской подземке сейчас - модели "81-714" (тоже зовут "номерным", но имеет несколько иную компоновку). Заказывают и балки центрального подвешивания вагонов – они предназначены для подрессоривания кузовов по отношению к раме тележек.

Кроме этого, киевская подземка заказывает меньшие, "искусственные" объемы оборудования для отдельных вагонов - поводковые рамы тележки сзади и спереди для "номерных" вагонов разных компоновок. В целом оборудование, которое КП "Киевский метрополитен" будет закупать через тендер, предназначено для более десятка вагонов (следовательно, речь, вероятно, о по крайней мере пару поездов).

Треть миллиарда за "гуманитарную помощь"

Следовательно, можем включать калькулятор. Некоторые из вагонов, которые тянули в Киев за 200 млн грн, спишут как безнадежные. Кличко и сам пишет, что часть из полученных вагонов Киев будет использовать как технических доноров (если из них будет, что брать - ведь Украина и сама производит вагоны на Крюковском заводе, поэтому, возможно, будут переставлять какие-то неважные запчасти). Для тех, что можно запустить в движение, - необходимо покупать дорогие тележки.

Если по крайней мере половину вагонов еще можно будет реанимировать (а говорят, что их процент ниже 50%), - расходы достигнут уже 300 млн грн включительно с доставкой и переоборудованием, и речь только о самих тележках: сколько будет стоить работа, другие детали, перешивка салона и т.п. – отдельный большой вопрос. Можно предположить, что к финальной сумме прибавится еще 30-40 млн. грн.

Следовательно, "выходим" на полноценную треть миллиарда гривен, или 7,8 млн. евро по нынешнему курсу. А стоимость одного новенького вагона метро, ​​по словам бывшего руководителя пресс-службы КП "Киевский метрополитен" Наталки Макогон, составляет 1-1,3 млн евро в зависимости от комплектации. То есть получив 60 вагонов из Польши и запустив часть из них, Киев одновременно потратил эквивалент стоимости семи или восьми новых вагонов.

Отдел кадров и антикризис: происходящий на Крещатике, 36

Напомним, ранее Информатор писал о том, что в КГГА могут произойти кадровые перестановки. Об этом свидетельствуют как осторожные комментарии, которые дают городские чиновники по ситуации на транспорте, в экологии и т.п.; так и неофициальные (но более эффективные) барометры. Одним из них является Анна Минюкова, "защитница Кличко" и бывшая ню-модель из Днепра, которая сейчас является специалистом по инфраструктурным вопросам. На днях она написала пост в Facebook о проблемах в Департаменте транспорта – это одно из самых ресурсных и, соответственно, финансово выгодных структурных подразделений КГГА.

Также мы отмечали, что на Виталия Кличко усилилось политическое давление. Сам же он переходит в наступление - причем, именно как политик, а не городской голова столицы. Такой вывод можно сделать из деятельности мэра Киева, которую он ведет последнюю неделю. Так, политик выступил с интервью на нескольких площадках внутри страны и наружу; вероятно, создал антикризисный штаб по политическим технологам и даже издал газету за свой счет - Информатор насчитал в ней целую 21 фотографию политика. Мы рассказали о том, что происходит в Киеве на самом деле и каковы политические перспективы Виталия Кличко-мэра.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.