Коллекционеры скупают киевский фарфор: сколько стоят 70-летняя барыня и Царевна-лебедь на аукционах

Этой осенью уникальному столичному предприятию, чья продукция экспортировалась по всему миру, исполнилось бы 100 лет, и, хоть завода давно нет, произведенные им фигурки живут и активно продаются

керамика фарфора скульптуры
Самые дорогие женские образы стоят от 5 до 7 тысяч гривен

На аукционах в Киеве, да и за пределами Украины, коллекционеры скупают фарфоровые фигурки, производимые на столичном экспериментальном керамико - художественном заводе с середины XX века. Причем за некоторые из них готовы платить кругленькие суммы. Так старенькие фарфоровые нимфы, балерины, сказочные персонажи, забавные малыши и герои произведений Гоголя становятся не украшениями в сервантах, а экспонатами частных коллекций. 

В столице крупнейшие коллекции статуэток Киевского экспериментального керамико - художественного завода хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства и в музее "Киевский фарфор". И, конечно, это извечный предмет интереса коллекционеров фарфоровых изделий.

Причем судя по объявлениям на профильных платформах, в Украине киевские статуэтки чаще всего ценятся выше, чем фигурки знаменитой немецкой фарфоровой мануфактуры Wallendorf. Да и выглядят, на наш непрофессиональный взгляд, "живее" и интереснее, чем бесконечные бледные балерины и фрейлины старейшего европейского производителя фарфора.

Завод 1
Садко можно купить за тысячу гривен, а вот Оксана с Вакулой – уже шесть тысяч

И в этом заслуга не только разнообразия персонажей и источников для создания образов, но и мастерства лучших художников и скульпторов фарфора, которые в разные годы работали на керамико - художественном заводе. Например, сейчас на профильных платформах можно найти статуэтку Царевны - лебеди – настоящее произведение искусства, в котором можно долго рассматривать каждую мельчайшую деталь. Цена немалая - 7 тыс. грн, но считается "средней" из-за заводского дефекта: у Царевны вмятина на ладони, как пишут коллекционеры, из-за недолива фарфора.

завод 1
И киевские балерины, и бандуристки очень изящны

Есть авторские работы знаменитого украинского скульптора - керамиста Ольги Рапай, работавшей на КЭКХЗ в 50-80-х годах XX века, и чьи авторские выставки в 90-е проходили в Париже. К примеру, статуэтку "Барыня", изготовленную в 1950 году, можно купить за 3700 грн. Продавец сообщает, что за столь долгую жизнь Барыня сохранилась в отличном состоянии, не считая потертости на локте.  Или "Бандуристку", сделанную Ольгой Рапай в начале 50-х годов. За ее безупречный 70-летний вид просят 4800 грн.

Отдельным жанром для скульпторов КЭКХЗ были литературные персонажи. Так, например, сейчас можно купить скульптурную группу "Башмачки" - Оксана, которая примеряет башмачки от царицы, и доставивший их Вакула. Эта замечательная пара стоит 5990 грн. Или "Садко" с гуслями и жителями морского дна – всего 1000 грн. Есть, конечно, казаки: можно поторговаться за Карася из "Запорожца за Дунаем" - его стартовая цена 2700 грн. А можно "замахнуться" и на Мамая с трубкой, оцененного в 3200 грн.

завод 1
Казаков на сайтах для коллекционеров можно найти любых

В сентябре 2024-го Киевскому керамико - художественному заводу исполнилось бы 100 лет. Его называли уникальным производством, которое началось с мастерской по изготовлению керамических красок. В ней работали три человека, а уже через 10 лет она приобрела статус экспериментального керамического завода Укрфарфорфаянстреста. В 40-е годы здесь впервые стали производить фарфоровые изделия с Петриковской росписью, и занимались этим ученицы Татьяны Паты – основательницы этого известного всему миру стиля.

А в 50-е впервые был испытан метод фотокерамики – на заводе начали выпускать сервиз "Киев" с фотографиями знаковых столичных объектов. Продукцию КЭКХЗ экспортировали в Великобританию, Германию, Францию, Испанию, Канаду, Италию, и теперь уже невозможно подсчитать или даже представить, где могут жить наши Вакулы, казаки Мамаи, барыни, испанские танцовщицы и балерины.

У Кличко открестились от скульптуры Девочка на подушках

Напомним, на днях Информатор писал о том, что мэр Киева Виталий Кличко отклонил петицию, в которой потребовали вернуть на Пейзажную аллею известную скульптуру.  Он ответил, что поддерживает усовершенствование урбан - пространства в городе, но столичная власть не имеет отношения именно к этому произведению.

«Скульптурные композиции авторства Константина Скритуцкого за средства бюджета города Киева не производились, на балансе профильных служб не находились. По имеющейся открытой информации скульптурная композиция «Девочка на подушках», как и скульптурная композиция «Маленький принц», находятся у мастерской Константина Скритуцкого», – написал Кличко.

Именно поэтому, пишет мэр, слово «вернуть» в контексте петиции неуместно, поскольку скульптуры и так находятся у автора.

Также мы сообщали, что у Киеврады и КГГА разошлись мнения по восстановлению "Девочки на подушках". Постоянная депутатская комиссия по защите культурного наследия поддержала восстановление скульптуры единодушно, однако профильный Департамент КГГА выразил несогласие, говорят, нет договоренности местных жителей.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube