63 года назад в Киеве открыли первую очередь метро: история подземки, архивные фото

Читати українською

Станция "Золотые ворота" внесена в список 22 самых красивых на планете

Читати українською
Метро Киева
Станция "Золотые ворота" среди лучших в мире

Станция "Золотые ворота" внесена в список 22 самых красивых на планете

Шестого ноября 1960 года в Киеве открыли первую очередь метро из пяти станций - "Днепр", "Арсенальная", "Крещатик", "Университет" и "Вокзальная". Это был третий в СССР метрополитен после Москвы и Ленинграда. Метро в Киеве хотели построить еще в конце XIX, затем в начале XX века, но тогда помешали войны.

Планировали в конце 19 века, начали в 1937 году

Первый проект подземного рельсового тоннеля в Киеве появился еще в 1880-х. Его планировали построить от современного Речного вокзала, через Почтовую площадь и Бессарабку до Железнодорожного вокзала. Но тогда Городская дума отклонила проект. Во-первых, из-за стоимости, а во-вторых, потому что тогда Киеву не угрожал транспортный коллапс.

Повторно к теме строительства метро вернулись в 1910-е. Но тогда помешали первая мировая и гражданская война.

В 1936 г. утвержден новый Генеральный план застройки Киева. Начинается строительство правительственного квартала. В этом году утвердили проект Киевского метрополитена длиной около 40 километров. Согласно плану, метро должно было соединить Выгуровщину на левом берегу с Оболонью на правом, оттуда поверхностью идти к Вишневому, затем через Пирогово и Жуков остров выходить к железнодорожному пути вблизи Дарницкого вокзала, а оттуда — к Воскресенке.

В 1937 году начали строить два тоннеля под Днепром: Южный, который соединил бы остров Жуков с Осокорками, и Северный — для сообщения Оболони с Выгуровщиной. Но строительство свернули из-за Второй мировой войны.

Тоннели для первых станций прокладывали на большой глубине

Весной 1945 утвердили план послевоенной реконструкции Киева. В нем предполагалось строительство 22 станций на трех существующих сегодня ветвях метро — Святошино — Бровары, Куреневка — Сталинка (сейчас Оболонь — Теремки) и Сырец — Печерск.

В 1949 году начали пробивать тоннели метро от современной станции "Днепр". Здесь же было и первое депо. Первая «сбойка» тоннелей произошла в 1951-м между станциями «Днепр» и «Арсенальная». Последняя – в 1959-м между станциями «Университет» и «Вокзальная».

63 года назад в Киеве открыли первую очередь метро: история, прошедшая через войны 1

Из-за особенностей рельефа правого берега Киева строители метро столкнулись с трудностями: подземные воды, труднопроходимые грунты и т.д. Потому тоннели для первых станций пришлось прокладывать на большой глубине. Так была построена самая глубокая в мире станция «Арсенальная» — 105,5 метра. Ее возводили по лондонскому типу с подземным вестибюлем. Его строили на поверхности, а затем четыре месяца постепенно опускали под землю на 50-метровую глубину.

63 года назад в Киеве открыли первую очередь метро: история, прошедшая через войны 2

Оформление станций выбирали из 80 проектов

До 1958 года полностью проложили тоннели, рельсы и эскалаторы для первых пяти станций Киевского метрополитена – «Днепр», «Арсенальная», «Крещатик», «Университет» и «Вокзальная». В этом году объявили конкурс на лучшее оформление станций. В конце концов, победителей отбирали из 80 проектов-претендентов.

63 года назад в Киеве открыли первую очередь метро: история, прошедшая через войны 3

Первый тестовый рейс 22 октября 1960 провел машинист Московского метрополитена Алексей Симагин. А на официальном открытии, 6 ноября, его сменил киевлянин Иван Виноградов. Он упоминает Как их вместе с Симагиным «проверяли спецорганы на предмет сознания», а лично с ним «говорил полковник». Церемонию открытия провели на Крещатике. Затем поезд вместе с партийным начальством двинулся через «Арсенальную» в «Днепр», а оттуда обратно в «Вокзальную».

Иван Виноградов

После открытия метрополитена неделя работала в экскурсионном режиме. Группы предприятий и учебных заведений могли бесплатно осматривать станции и кататься в вагонах.

Сколько стоил проезд?

Обзор подземки и катание в трехвагонном поезде в первые экскурсионные дни были бесплатны.

Те, кому не удалось посетить метро бесплатно, знакомились с новинкой уже за 50 копеек. Именно столько стоил проезд с 12 ноября, когда подземка начала работать в обычном режиме. Пассажиры покупали в кассе талончики, которые контролеры гасили вручную.

С 1 января 1961 г., после десятикратной деноминации советского рубля, стоимость проезда составила 5 копеек. Такая цена сохранялась в течение 30 лет – до апреля 1991 года.

Метро работало с шести утра до часу ночи. В сентябре 1961-го пассажиров встретили не контролеры, а турникеты. Вместо талончика теперь бросаешь в щель медную пятикопеечную монету и проходишь. Нет "пятачка" - разменяй в кассе. Забот в кассирок уменьшилось в 1962 году, когда в вестибюлях станций установили автоматы для размена 10, 15 и 20 копеек.

Столичный метрополитен по напряженности пассажиропотока занимает 24-е место в мире. А в 2013 году британская газета Daily Telegraph внесла "Золотые ворота" в список 22 самых красивых станций метро на планете.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.