Как борьба полицейских с торговлей людьми переросла в произвол и нарушение прав реабилитационных центров

Как борьба полицейских с торговлей людьми переросла в произвол и нарушение прав реабилитационных центров

Реабилитация наркотически зависимых людей - крайне сложное, но настолько же и необходимое дело, которым в Украине в основном занимаются частные коммерческие и общественные организации. Тем удивительнее ситуация, которая одновременно возникла сразу в нескольких регионах страны.

Сотрудники правоохранительных органов проводят обыски в реабилитационных центрах и обвиняют их сотрудников в насильственном удержании пациентов. В медиацентре "Информатор" собрались представители этих самых центров, их адвокат, а также мать одного из бывших пациентов и человек, который находился на лечении до того как начались эти обыски.

ЧТО ПРОИЗОШЛО В ЗАПОРОЖЬЕ

22 мая правоохранители провели обыски в шести реабилитационных центрах для алко- и наркозависимых в Запорожье. Прокуратура области обвинила организаторов заведений в незаконном содержании около 80 человек и в применении к ним мер физического и психологического воздействия.

Представители этих организаций, в частности Глава правления «Международного Антинаркотического Союза «РеВанш» Сергей Гавриленко и адвокат Александр Пшец считают, что эти обыски абсолютно искусственны и призваны выполнить какой-то "заказ". "Запорожский центр существует более семи лет и только сейчас появилась необходимость проводить обыски, задерживать людей. Учитывая, что такое происходит по всей Украине - в этом видится некоторая искусственность", - уверен Александр Пшец.

Причем, как отметил в том числе и Сергей Гавриленко, о существовании центров знало все руководство полиции, и ничего нового в деятельности реабилитационных центров не появилось. А ведь после роспуска этих реабилитационных центров многие пациенты возвращались у употреблению и, к сожалению, некоторые из них погибли. При этом государство в данном аспекте не то что не помогает, но скорее рушит начинания других организаций.

Например, как отметил Александр Пшец, законодательной базы, которая регулировала бы деятельность таких центров, в стране до сих пор нет. И это играет на руку правоохранительным органам при открытии подобных уголовных дел. Причем львиная доля таких дел за последние два года развалились, то есть состава преступлений во всех этих делах немного. К тому же количество потерпевших, которых в начале было сразу 10 человек, быстро сократилось до двух человек.

"Сейчас они находятся на крючке у полицейских. Их никуда не выпускают и они, скорее всего, связаны с полицейскими. При этом мы общались с другими первоначальными потерпевшими. Я видел слезы в их глазах и глазах их семей", - отметил Александр Пшец. Ну и отдельного внимания заслуживает версия правоохранителей. Якобы в Запорожье действует преступная группировка во главе с руководителем ОО "Центр здоровой молодежи" Анной Изеевой. При этом следователи, как уверяет Александр Пшец, говорят что свое преступление Изеева совершила ради денег. Деньги она якобы получала от родственников незаконно удерживаемых.

"Я видел этих людей, родственников "незаконно удерживаемых", и они тогда получаются заказчиками, и их надо привлекать к уголовной ответственности. Мне очень интересно посмотреть, как эти "заказчики" будут себя вести и что они будут говорить в суде и на стадии досудебного расследования. Что скажут об этой ситуации родственники, которые борются за жизни своих родных", - заявил Александр Пшец.

При этом все фигуранты этого "тяжкого" преступления (людям предъявили обвинения по части 3 статьи 146), по крайней мере в Запорожье, остаются на свободе. И все это стало возможным потому, что еще при первом слушании в суде стало ясно, что это дело искусственно. В результате важные и авторитетные в Запорожье люди взяли на поруки фигурантов этого дела. Статья называется "Незаконное лишение свободы", и полицейские считают, что именно это произошло в Запорожье.

ЧТО ПРОИЗОШЛО В ДРУГИХ ГОРОДАХ

Однако стоит отметить, что подобная же ситуация сложилась и в других городах - Днепре, Луцке, Житомире, Виннице и Львове. По словам представителя реабилитационного центра "Ренессанс" Максима Возняка, несколько дней назад в клиники под Луцком ворвались полицейские и провели жесткие обыски. "Выбили двери, разбили окна и, естественно, был нанесен стресс пациентам клиник, да и сотрудникам тоже. Забрали имущество и документы. Без разговоров надевали наручники. Ну и сказали пациентам, что они могут уходить", - рассказал Максим.

Причем позже Возняк также привел следующую печальную статистику: из 50 человек, которых "отпустили", 20 человек - уже употребляют. Причем у "Ренессанса" есть масса совместных проектов с местной властью и полицией, то есть о центре знали и относились как к людям, которые мотивированы что-то менять.

Подобная же ситуация произошла и Лисичанах Житомирской области. Среди пациентов клиники был в том числе и житель Львова Владимир Глазков. "До этого я 20 лет употреблял наркотики, и неоднократно проходил подобные курсы реабилитации. Но потом, когда я выходил, у меня случались передозировки. В этом центре я пробыл около пяти дней, когда сотрудники КОРДа начали выбивать открытые двери. Я не мог понять еще, почему это происходит. Я ведь пришел, чтобы завязать, а мне этот путь обрезают", - возмущался Глазков.

Причем по словам Владимира, полицейские вели себя жестко, ставили сотрудников центра на колени. "Мне они также сказали, что изъяли все медикаменты. Потом подогнали автобус и начали раздавать сигареты", - рассказал Глазков.

Ранее в этом реабилитационном центре лечение проходил и сын Меги Сихарулидзе. По словам матери, она столкнулась с проблемой наркомании в семье в декабре 2018 года. "Все это закончилось тем, что пришлось вызвать скорую. Сына отвезли в наркологическую клинику и выпустили через два дня. В итоге я нашла выход в реабилитационном центре и спасла жизнь сыну. Если бы не это лечение, он бы сейчас уже точно не жил, я уверена", - уверена Меги.

ЧЕГО ХОТЯТ АКТИВИСТЫ

Координатор связей с общественностью «Международного Антинаркотического Союза «РеВанш» Александр Переверзев замечает, что все подобные реабилитационные центры находятся в подвешенном состоянии. "С одной стороны мы воюем и пытаемся спасать детей. А с другой стороны есть правоохранительные органы, которые говорят "мы исполняем закон". Мы хотим выйти на уровень сотрудничества, мы хотим видеть в сотрудниках полиции не тех людей, которые преследуют нас и вменяют 146 статью", - рассказал Александр Переверзев.

Александр Переверзев рассказал, что РЦ уже обращались к Арсену Борисовичу Авакову, и тогда он выходил на диалог. Но на данный момент опять происходит такая ситуация и вновь нужна помощь. Также представители общественных организаций отметили, что новый Президент Зеленский уже приезжал в терапевтически-спортивный лагерь, и говорил что таких организаций должно быть больше и их надо поддерживать. "Сейчас нам нужна поддержка. Нашим организациям нужно объединяться, чтобы менять образ мысли молодежи", - совместно рассказали все участники конференции.

Однако даже в таком состоянии организации, в том числе и "РеВанш", умудряются проводить кучу невероятных событий, в частности в городе Коблево прошел терапевтический лагерь, где собрались почти 400 выздоравливающих от зависимости людей. "Мы сейчас на передовой войны с наркотической зависимостью, которая помолодела", - отметил Александр Переверзев.

Это доказывается пилотным проектом, который прошел в Харькове. Участие в нем приняли ученики 7-9 классов из 18 школ. В общей сложности в проекте приняли участие более трех тысяч человек, более 800 родителей и 500 преподавателей. В рамках проекта в течение двух месяцев проходили тренинги первичной профилактики и симптоматики употребления психоактивных веществ. И, как отметил Александр Переверзев, этот проект показал, что некоторые дети начинают употреблять уже с 12-14 лет синтетические наркотики, с которыми никто не знает что делать.

ПОЧЕМУ ИМЕННО РЕАБИЛИТАЦИЯ

Врач-нарколог, психиатр клиники имени профессора Гальченко Игорь Белоголовский отмечает, что именно реабилитационные центры являются основным способом помочь страдающим от наркотической зависимости во всем мире. "Я уже 34 года занимаюсь вопросами наркомании и ищу способы помочь людям, когда они попадают к врачам. Интересно, что медицина занимает не более 15% в лечении. Для того, чтобы прийти в себя, человеку нужно не менее пяти-шести месяцев реабилитации и, к сожалению, такой срок обычные врачи-наркологи обеспечить не могут", - рассказал Игорь Белоголовский.

Также своей историей о борьбе с наркоманией и о месте в этой борьбе у реабилитационных центров рассказал независимый эксперт по химической зависимости Владимир Курач. "В свое время я тоже страдал от наркотической зависимости, и во многом благодаря реабилитационным центрам я смог выбраться. И поэтому я хочу обратиться не только к Авакову, но и ко всем профильным правительственным организациям - таким центрам нужна помощь, а не просто слова. Содержание людей в таких центрах - это единственный способ вернуть им нормальную жизнь, но при этом надо понимать, что доверять им в эти моменты не стоит - многие, в том числе и я в свое время, хотят самовольно покинуть центр до окончания реабилитации". Однако курс Владимиру помог, по его словам он абсолютно трезв уже более тысячи дней.

В пресс-центре Информатора рассказали, как борьба полицейских с торговлей людьми переросла в произвол и нарушение прав реабилитационных центров
В пресс-центре Информатора рассказали, как борьба полицейских с торговлей людьми переросла в произвол и нарушение прав реабилитационных центров

Александр Пшец и Сергей Гаврилеко
Александр Пшец и Сергей Гаврилеко

Александр Переверзев и Игорь Белоголовский
Александр Переверзев и Игорь Белоголовский

В медиацентре «Информатор» собрались представители этих самых центров, их адвокат, а также мать одного из бывших пациентов и человек, который находился на лечении до того как начались эти обыски
В медиацентре «Информатор» собрались представители этих самых центров, их адвокат, а также мать одного из бывших пациентов и человек, который находился на лечении до того как начались эти обыски

Анна Езеева
Анна Езеева

Мега Сихарулидзе
Мега Сихарулидзе

Никита Малюгин

Фото: Андрей Шматов

Видео: Андрей Райский

Ми використовуємо файли cookie, щоб забезпечити належну роботу сайту, а вміст та реклама відповідали Вашим інтересам.