Таксистки, шлифовщицы, электронщицы: из-за войны киевлянки все чаще осваивают "мужские" профессии

Читати українською

Эксперты из HR утверждают, что после войны украинским работодателям придется пройти через слом стереотипов и перестроить собственное отношение к найму работников

Читати українською
Рынок труда в Украине
Киевлянки все чаще овладевают рабочими профессиями - это связано как с мобилизацией, так и с более широким процессом изменения рынка труда.

Эксперты из HR утверждают, что после войны украинским работодателям придется пройти через слом стереотипов и перестроить собственное отношение к найму работников

В Киеве работодатели начали уточнять в объявлениях о вакансиях , что готовы предоставлять работу женщинам. Причем это касается не только гендерно-нейтральных вакансий, но и рабочих специальностей. Следовательно, ищут и шлифовщиц по дереву, и пайщиц-электронщиц. Одной из главных причин для стирания гендерных границ является мобилизация - мужских рук порой просто не хватает. Впрочем, есть и другие мотивы. Какие именно - разобрался Информатор.

Приглашают водителями и машинистами

Работодатели начали модифицировать объявления о поиске сотрудников. К ним добавляют уточнение: приглашают "мужчин и женщин". К примеру, магазин на ул. Межевой ищет охранников-женщин (и, конечно, мужчин) на дневные смены. А компании Uber и Bolt, набирающие водителей для работы на автомобилях компании, конкретизируют, что нужны работники обоих полов.

"Таксомоторные компании готовы нанимать женщин, просто сейчас их не очень много в качестве соискателей работы. Но их рассматривают и принимают", – говорит Информатору Василий Попик, глава профсоюза таксистов.

В таксомоторной службе "Элит такси" не работает ни одной женщины-водителя. Эта работа воспринимается как сугубо мужская, хотя на самом деле таксистки являются довольно привычным явлением – до начала полномасштабной войны киевлянки охотно возили пассажиров, предпочитая, правда, дневные часы работы по соображениям безопасности. Теперь же ситуация изменилась, и те водители, кто работал до полномасштабного вторжения, по разным причинам решили на работу не возвращаться.

"Была одна женщина, которая работала еще с двухтысячных – меняла автомобили, имела хорошую репутацию. Однако она либо уехала за границу, либо изменились жизненные приоритеты. Сейчас мы приглашаем на работу всех – особенно женщин, потому что из-за мобилизации во многих отраслях, транспортной в частности, не хватает квалифицированных специалистов. У нас работают или водители, кто вышел на пенсию, или те, кто имеет отсрочку по определенным причинам. А молодые ребята могут проработать месяц-два, а потом сообщить: извините, мобилизовали", - рассказывает Информатору директор по коммуникациям " Элит такси" Анастасия Саракуз.

На днях КП "Киевский метрополитен" опубликовал объявление о наборе на курсы, подчеркнув, что нужны не только машинисты, но и "машинистки". Это своеобразная революция, потому что до 2017 года женщинам было запрещено работать в подземке именно на этом посту.

"В метро женщина могла быть дежурной по станции, а машинисткой на той же станции - нельзя. То же с работой в шахтах, где женщинам оставляли только обслуживающие функции, тогда как профессия шахтера, где зарплата втрое больше, была для женщин недоступной. Эти ограничения  по технологиям, функциям, предубеждениям теперь упразднены", - объясняет Информатору HR-эксперт, карьерный консультант Татьяна Пашкина.

Эхо мобилизации

В некоторых случаях на работу по традиционно "мужским" специальностям приглашают уже исключительно женщин. Так, одна из экспедиционных компаний в Деснянском районе ищет водителя-экспедитора, отмечая, что работа исключительно для женщин. Как пояснили нам по телефону, указанному в контактных данных, - опасаются, что мужчин, которых закон обязывает регистрировать по предприятию, "опять всех мобилизуют".

Аналогичная ситуация складывается и в области наземного общественного транспорта. Как пишет отраслевой паблик "Пассажиры Киева", у КП "Киевпасстранс" сложился дефицит водителей-мужчин из-за того, что с начала войны было мобилизовано в ряды ВСУ около 400 сотрудников-водителей. Поэтому, пишут специалисты, КП необходимо активизировать работу по подготовке и набору новых кадров, в частности женщин, ведь именно подвижного состава у города хватает.

"К нам приходят на учебу и женщины, и мужчины. Мы всех приглашаем, правда, пока каких-то перекосов нет, женщин больше не стало", - заверили Информатор в учебно-курсовом комбинате КП "Киевпасстранс", где, собственно, и учат будущих водителей.

Именно водителей мобилизуют чаще всего. Анастасия Саракуз говорит, что общалась с коллегами из других таксомоторных служб, автопарков – нехватка квалифицированных специалистов ощущается почти повсюду. Впрочем, идти на работу в службы такси женщины пока не спешат: среди общей массы звонков о трудоустройстве в "Элит такси" их процент мизерный.

Операторы, шлифовщицы, пайщицы

Работницы нужны также для производства. Так, компания, работающая в сфере переработки пластмасс, отмечает в объявлении, что на должность разнорабочих и операторов оборудования "возможно (трудоустроиться) женщинам". Готовы брать и без опыта, правда, просят об отсутствии вредных привычек у аппликантов и неконфликтности. А столярный цех у ст.м. "Берестейская" приглашает на работу учениц-шлифовщиц по дереву. "Работа не тяжелая и не сложная, физически подходит и для женщин", – отмечает автор объявления.

Собственно, рабочих объявлений, где рассматривают возможность трудоустройства женщин, в Киеве все больше: ищут комплектовщиц, операторов по перемотки пленки, даже "пайщиц-электронщиц" (автор пишет, что вакансия подходит любому, "главное знать базовые принципы работы с паяльником и желать учиться"). На вопрос Информатора о причинах такого решения Сергей, сотрудник предприятия, пояснил: вакансия гендерно нейтральна, потому что такова политика компании.

"Кандидатки активно шлют к нам резюме, приходят и работают – преимущественно  они нам подходят, даже больше. Они работают так же, как мужчины. Понимаете, мы в принципе не проводим половую сегрегацию. Такую ​​работу, как у нас, могут выполнять одинаково и мужчины и женщины - по производительности оба пола равны", - говорит Сергей Информатору.

Аппаратная перестройка сознания

Татьяна Пашкина утверждает, что со временем разделение на "женские" и "мужские" профессии отпадет само собой, впрочем, на это уйдут десятилетия упорной "пропаганды". К примеру, уже никого не удивляет женщина за рулем трамвая или троллейбуса, однако еще жив стереотип о "женщинах - плохих водителях".

"Складывается ситуация, когда из-за мобилизации нам придется возвращать женщин в профессии с традиционно мужскими ролями. Это повысит инклюзию, потому что, чего греха таить, после войны вернутся мужчины, которые на все 100% не смогут выполнять функции - из-за ранений и проблем со здоровьем. Следовательно, имеем оженствление труда, расширение рамок рабочих процессов, те же пайщицы и монтажницы.

Кстати, из-за мелкой моторики - этл чисто женская судьба. И это пойдет только к лучшему", - утверждает специалист.

  

Вторым фактором, влияющим на расширение привлечения женщин, Пашкина считает фактор старения нации: Украина еще до начала Covid-19 входила в топ-5 стран Европы с самым быстро вымирающим населением. Следовательно, уже через два десятилетия количество людей "65+" у нас превысит количество подростков, и к работе придется привлекать пожилых работников, в т.ч.  женщин.

"Это также к лучшему: работодателю придется пересматривать свое отношение к таким пожилым работницам или привлекать мигрантов. Речь об аппаратной перестройке работодателя и о вложении средств, которое многим кажется сегодня "не ко времени". И это комплексное изменение подхода с ограничительного ("хочу на должность идеального работника") к приглашающему ("есть поле возможностей, нужно установить клавиатуру со шрифтом Брайля, тогда пригласить слабовидящего"), - говорит Информатору Татьяна Пашкина.

Кого бронируют от мобилизации в Киеве: пекари, ветеринары, штабелеры

Напомним, на днях Информатор писал о перечне вакансий, где вместе с зарплатой предлагают к тому же бронирование от мобилизации. Спектр разный: это и кондитеры, пекари, ветеринары, а также рабочие специальности, в частности  штабелеры.

Также мы рассказывали о новых вакансиях, которые открывает аэропорт "Борисполь". В настоящее время главному аэропорту страны нужны диспетчеры, администраторы обслуживания пассажиров, инженеры по радиолокации и навигации, переводчики, спасатели и даже мойщики летательных аппаратов.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.