Делать каждую дорогу всю и сразу: как в Украине улучшить качество строительства и прекратить распил бюджета

Аліна Балабан

Приход к власти Зеленского ознаменовал череду кардинальных перемен. Среди первостепенных задач, которые тяжким бременем легли на плечи нового гаранта, стал вопрос улучшения дорожной инфраструктуры Украины.

На совещании по дорогам в ОП с участием Президента помимо Указа, определяющего базовые направления движения всей отрасли, был принят ряд практических решений. Об этом Информатору рассказал Юрий Голик, екс-советник руководителя Днепропетровской области, команда которого стала новатором в строительстве новых украинских дорог.

Трасса Запорожье-Мариуполь - путеводитель по недееспособности Укравтодора

Одной из первостепенных задач, которую поставил Зеленский, стало завершение строительства трассы Запорожье - Мариуполь. В этом году. В октябре.

“Это сложная и нетривиальная задача. И очень правильная. Собственно, это именно то, чем мы занимались все 4 года в Днепропетровской ОГА. Делать каждую дорогу всю и сразу. В этой трассе Запорожье - Мариуполь отобразился весь хаос, творящийся с дорогами Укравтодора в нашей стране”, - объясняет Голик.

Первые торги по этой трассе прошли в 2016-м году. Участок, разыгранный в 2016-м году компания делает до сих пор. Сама трасса разбита на 4 участка в Запорожской области и на 2 участка в Донецкой. Почему так сделали, можно не объяснять, это и так ясно. На этой трассе работают 4 разных компании-подрядчика, выстроившись в шахматном порядке. Укравтодор считает эту трассу важной, но не настолько, чтобы делать ее за один год. Ремонт растянули на несколько лет.

“Всем людям с головой понятен простой факт - чем дольше строится трасса, тем дороже она в итоге получается!” - отметил Юрий Голик.

Финансирования на эту трассу не хватает. Если быть точным, то не хватает 1,9 миллиардов гривен. Была бы эта трасса в приоритете у Укравтодора на следующий год - большой вопрос. Любит он начать и бросить. Часть торгов по этой трассе была заблокирована в АМКУ.

По части участков строительства этой трассы, по словам Голика, квалификационные требования откровенно выписаны «под своих». Свои и победили. Только квалификации, техники и людей не хватает, чтобы строить быстро. По другому участку строительства трассы есть решение суда, запрещающее подрядчику производить вообще какие-либо работы на этой трассе. По еще одному участку есть дикое отставание подрядчика от уже переписанных ранее графиков.

В итоге на встрече с Зеленским позицию Укравтодора можно описать так: «ну как-то оно там все само по себе идет, когда-то куда-то дойдет».

Пути решения 

Уже спустя несколько дней после совещания собралась рабочая группа в Офисе Президента - Укравтодор, главы Служб Автомобильных Дорог в двух областях, все подрядчики, Минфин, и приняли ряд простых решений, которые дают возможность закончить трассу Запорожье - Мариуполь в октябре. 

Юрий Голик лично поехал на трассу, чтобы проинспектировать состояние трассы, строительства и начала работ. Подрядчики со вчера начали свозить на эту трассу еще больше людей и техники. Для понимания: счет по дополнительной технике идет на сотни единиц. Минфин подтвердил, что достаточная сумма денег выделяется, чтобы покрыть все расходы на строительство трассы.

Отстающий участок дороги длиной 52 км будет разделен между тремя компаниями, которые будут работать параллельно, строго в рамках законодательства и по обоюдному согласию трех сторон.

Голик рассказал, что также они вмешались в историю с судом, потому что иначе дорога не будет готова в сроки. “Хотя корпоративный конфликт, порожденный желанием одного бывшего чиновника обмануть судьбу, точно не мы должны распутывать. Тем не менее, другого выхода у нас нет, и запрет суда мы нивелируем путем банального убеждения всех сторон конфликта его прекратить, перестать воевать и заняться созиданием”, - отметил Голик.

Компании-подрядчики приняли решение работать в две смены. Это значит, работы будут вестись и ночью тоже. Необходимые объемы материалов законтрактованы. Куча процессов уже идет параллельно.

Вместо морали

Президент Зеленский четко дал понять, что развитие дорожной инфраструктуры для него в списке приоритетных задач. Но все беды дорог Украины порождены отсутствием нормально работающей системы, дающей результат и нивелирующей все попытки аферистов, многолетних чиновников и идиотов обмануть судьбу. Именно поэтому трассой Запорожье - Мариуполь начали заниматься в ручном режиме. Трассе Днепр - Николаев на очереди, она в приоритете у Президента тоже.

“И параллельно мы выстраиваем новую прозрачную систему. Государство будет каждый год получать тысячи километров новых идеальных дорог, в стране будут расти дорожные компании и инвестиции в них, будут появляться новые рабочие места, фактор влияния отдельного чиновника на любую часть процесса будет сведен к минимуму и приведен к значению, находящемуся в рамках статистической погрешности. Система проверки качества дорог будет максимально жесткой, но справедливой. Все договорняки и их авторы уйдут на пенсию”, - подвел итоги последних продуктивных встреч и рассказал о планах на будущее Юрий Голик, который уже 4 года борется с бюрократией и горе-автодорами.

Ведь это непродуктивно, когда куча людей из разных гос.органов и частных компаний в ручном режиме решают простой и банальный вопрос капитального ремонта трассы. Это все должно происходить в автоматическом режиме и без ручного управления.

Варвара Грекова

No ad for you