На фреске XI века из Софийского собора в Киеве нашли изображение дьявола: тот летит в бездну, сброшенный с неба, является абсолютно комическим персонажем и прекрасно иллюстрирует отношение христиан Украины-Руси к нечистой силе
На фреске ХІ века из Софийского собора в Киеве нашли изображение дьявола. Оно оказалось едва ли не самым первым в истории украинского искусства, и уже тогда отражало народные традиции представления о нечистой силе и демонологии. Собственно, "украинский черт" и в ранние Средние века был неудачливым и бестолковым бездарем, что доказывает фреска.
Изображение дьявола, летящего в бездну, сброшенное с неба, обнаружила на фреске XI в. из Софиевского собора художница, искусствовед и куратор художественных проектов Елена Грозовская. Фото она обнародовала в Facebook - и объяснила: уже тогда персонаж выступал для украинских христиан, скорее как комедийный, а идентифицировался лишь собственным падением.
"Здесь "сатанинская" иконография еще не сформирована: животные атрибуты - принадлежащие нечистому рогу, хвост, копыта - придут в искусство позже. А пока персонаж идентифицируется только из-за своего падения", - отметила Грозовская в сообщении.
Искусствовед добавляет: уже в этом раннем изображении зашито все дальнейшее развитие украинской демонологии. А в пухлых ягодицах угадываются пренебрежение, гротески вертепов и народных картин, на которых изображали "нечистую силу" в позднем Средневековье и в Новое время.
"Ведь в украинском фольклоре дьявол почти всегда комичен: он - пародия на Бога, имитация, неудачник, которого сообразительный казак может оставить в дураках. Если в российской традиции дьявол - это роковая, непреодолимая сила, то для нас он почти всегда лукавый недотепа", - резюмирует Грозовская.
Напомним, Информатор писал, что у стен Софийского собора археологи неожиданно наткнулись на тысячелетнюю находку. Речь идет об остатках апсиды (выступа здания, в основном полукруглого) XI века. Открытие стало сюрпризом для ученых и принесло несколько интересных находок.
А еще мы писали, что Национальный заповедник "София Киевская" презентовал результаты первого этапа оцифровки массива граффити XI - начала ХVIII веков. На стенах Софийского собора их насчитывается более 7,5 тысячи, и они являются важным первоисточником для исследований в различных областях науки. К тому же, в условиях войны, когда наше культурное наследие находится под угрозой уничтожения, цифровая фиксация необходима для хранения настенных надписей и рисунков.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.